Молодой педагог из далекого лесного поселка победила во всероссийском конкурсе образовательных проектов

Статей на сайте: 16520

Поселок Катайга даже по сибирским меркам – далековато от областного центра. Сначала поездом летом или по зимнику до Белого Яра почти 500 километров, а потом еще 230 по ползущей от дождя в распутицу грунтовке-гравийке до самой границы с Красноярским краем. Плюс паром через Кеть летом. Стабильной сотовой связи нет. Мобильные операторы в такую глухомань не торопятся. Каждый год количество активных абонентов, а значит, и жителей уменьшается. Оптоволокно в поселок, где живет меньше полутора тысяч человек, тянуть никто не будет – невыгодно. Страничка VK может грузиться 20 минут и не загрузиться.

50 лет назад перспективы рисовались совсем другие. В сосновый край приехали тысячи людей: рубили лес и сплавляли его по Кети. Зарабатывали как боги. Сельповские лавки ломились от импортных товаров. Говорят, в том числе и с Катайги писал свою Сосновку Виль Липатов в повести «И это все о нем». Были тут свои Женьки Столетовы, Аркаши Заварзины, мастера Гасиловы… Лесорубы уезжали в отпуск на Большую землю и привозили в Катайгу жен – красивых, как россыпи клюквы на местных болотах. Жены рожали детей, крепких, как белые грибочки в окрестных борах. Аккурат накануне перестройки и родилась здесь Настя Авдеева.

Ветры ускорения и гласности долетали до Катайги с трудом. Но вот местный леспромхоз тут же начал хиреть. Самые умные и дальновидные сразу уехали на Большую землю, а родители Насти остались. Дальше грянули 90-е, и не стало ни работы, ни зарплаты. Хорошая квартира в Катайге стала стоить смешные деньги. Тысяч 100–150 рублей. Даже если продать, на первый взнос за однушку в ипотеку в Томске не хватит. Поэтому катайгинцы остались, как в плену: и жить сложно, и убежать невозможно. Некоторые взялись за бутылку. Зарабатывали, как могли: дикоросами и рыбалкой.

Настя к началу 2010-х уже окончила вуз и вернулась в Катайгу с дипломом учителя русского языка и литературы, устроилась работать специалистом системы социальной защиты. О работе педагога и не помышляла, но однажды в местной школе попросили заменить сбежавшего учителя географии.

Урок географии

В школе тогда работала еще одна творческая натура молодой педагог Анастасия Майорова, каждый день приходила Елена Осадчая, в прошлом спортинструктор, а ныне активная родительница. Решилось само собой: не пропадать же с музыкой! Дети не виноваты в том, что они родились и растут в Катайге. Вместе стали думать, как расширить свои личные и их, детские, горизонты. Стали участвовать в грантовых программах – это был единственный доступный источник внебюджетного финансирования.

Три последних года лето в Катайге оранжевое. Социальный проект организации летнего отдыха детей «Оранжевое лето» признан лучшим областным социальным проектом и поддержан финансово грантом областной администрации.

Проект «Суперсемейка» в 2016-м каждые выходные вытаскивал катайгинцев вместе с детьми на лыжню, на футбол, волейбол, пляж, куда угодно, лишь бы к здоровому образу жизни и подальше от магазинов с алкоголем.

В том же году Анастасия Авдеева выиграла областной грант на проект «Культурный экспресс». Собрала 30 ребятишек, которые ничего, кроме Катайги, в жизни не видели, и повезла в Томск, водила в музеи, концертные залы, университеты. Рассказывала: вот сюда можно ходить узнавать новое и интересное, здесь – слушать серьезную музыку, здесь – получать высшее образование. Бывало, садила деревенских детей в обычную маршрутку и учила простым вещам: как стоять, как проходить к выходу, как передать деньги за проезд. Эти обыденные для любого городского школьника вещи были китайской грамотой для юных катайгинцев, они просто терялись в реалиях городской жизни. Потом эти культпоходы в областной центр повторялись каждые каникулы за счет других грантов.

Таких проектов в школьной жизни Анастасии Авдеевой, если считать, рук не хватит. Инкубатор социальных проектов «Всегда в теме», «Великой Победе посвящается» (разгребали на сельском кладбище снег и привинчивали таблички к давно бесхозным памятникам ветеранам-катайгинцам), «История и культура Сибири» (развитие местного туризма), «Прошлое и будущее Томска» (краеведение), образовательная проектная лаборатория «МЕЛ (Мастерство, единство, лидерство)»…

Так что, когда заполняла очередную заявку на грант в конкурсе «ТОП Школа» от Рыбаков фонд, о победе особо не задумывалась. Хотелось в очередной раз вытащить катайгинских ребятишек из таежной спячки, показать большой мир, другую жизнь, технологии, профессии, заставить взаимодействовать с этим миром, чтобы шли в него, не боялись, становились большими людьми в спорте, науке, общественной жизни.

– По большому счету, все эти заявки на гранты я пишу не для себя, а для этих ребятишек, – говорит Анастасия. – У меня ни в одной заявке даже графы «заработная плата организаторов» не было. Может быть, поэтому и побеждала, что учредители конкурсов личной корысти в моих проектах не видели.

Зарплата Анастасии вместе с районной и северными надбавками 30–35 тысяч рублей.

ТОП Школа

Рыбаков фонд, исполнительным директором которого сейчас работает известная многим томичам Елена Ульянова, несколько последних лет последовательно работает на модернизацию российского образования. Современные технологии, молодые учителя-новаторы, новые идеи – вот что, по мнению рыбаковцев, спасет современную школу от рутины и формализма, воспитает детей нового цифрового века.

Конкурс «Территория образовательных проектов Школа» был разделен на категории: сельские школы, городские школы, школы мегаполисов. Проект Анастасии Авдеевой «Школа мечты» в номинации «Сельские школы» был единственным победителем из Томской области.

К слову, сразу три чебоксарские школы победили в номинации «Городские школы», но из Томска, научного, образовательного и прочего центра, в призеры не выбился никто. Чтобы понять уровень активности регионов и желание учителей в разных регионах менять и меняться проверим цифры: на конкурс прислали заявки школы из 63 регионов России, а лидерами по количеству стали Удмуртия (71 заявка), Пермский край (27 заявок) и Чувашская Республика (25 заявок).

Так что это за школа мечты и почему катайгинский педагог получит почти 700 тыс. рублей на реализацию проекта?

Заместитель директора Катайгинской средней школы по воспитательной работе Анастасия Авдеева, где учатся 127 человек, а учат 25 педагогов, предложила обустроить в школе шесть высокотехнологичных образовательных предметно-развивающих зон: «ЛазерУМ», «Библиотека будущего», «Уголок юного натуралиста», «СенсориУМ», «Лаборатория «МЕЛ», «ОПЫТный класс».

В «ЛазерУМ» в школе уже стоит подаренный лично главой администрации Верхнекетского района Алексеем Сидихиным лазерно-гравировальный станок с ЧПУ. Освоить его пока некому. Ждут специалиста издалека.

Более-менее укомплектована лаборатория «МЕЛ». А вот в «СенсориУМ» на средства гранта купят геоборт, интерактивную песочницу, пальчиковый кукольный театр, игру «Су-джок». У юных натуралистов появятся школьная метеостанция (давняя мечта Анастасии!) и комплект для исследования состояния окружающей среды «Экознайка».

В «ОПЫТном классе» пригодятся цифровой микроскоп, комплект для демонстрационных опытов по химии, биологическая лаборатория с микроскопом и микропрепаратами, 3D-ручки, наборы для робототехники. Это далеко не в каждой городской школе есть.

В катайгинской школьной библиотеке смонтируют интер­активный стол, ЖК-телевизор и получат видеотеку научно-познавательных и развивающих фильмов и мультиков. Завидуйте, школьные библиотеки областного центра!

– Мне так обидно, – говорит Анастасия, – что мои катайгинские ребятишки, из-за того что родились на окраине цивилизации, а билеты стоят больших денег, часто не могут выехать ни на какие олимпиады или конкурсы, а значит, они постепенно теряют интерес к учебе и образованию, легко маргинализируются. Новое оборудование позволит дать им востребованные в современном мире навыки и умения, сделает их более конкурентоспособными.

ФутурУМ

У Анастасии Авдеевой растут дети. Старший уже учится в техникуме в Томске. Вряд ли останется в Катайге младший. Когда настанет время серьезных решений, Анастасия, конечно, будет с ними рядом.

– Не жалко будет бросить свою школу мечты?

– Может быть, я ее и создаю, чтобы иметь право покинуть, – улыбается Анастасия. – Когда у тебя за плечами школа мечты, а не школьные развалины, тогда и впереди появляются совсем другие перспективы.

Автор: Андрей Остров

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 − 70 =