Мошенничество с больничными листами превращает лентяя в уголовника

TNews835_06

Очень не хотелось 47-летнему сотруднику структурного подразделения ОАО «РЖД» ехать на курсы повышения квалификации. Освободиться от командировки он решил с помощью мнимой болезни. Один звонок по объявлению, передача 2,5 тыс. рублей посреднику – и, пожалуйста, восемь дней оплаченных выходных!

В качестве бонуса ему достанутся до шести месяцев «отдыха» под арестом. Сотрудники транспортной полиции доказали факт использования мужчиной заведомо подложного документа, и ему грозит наказание по соответствующей уголовной статье.

Фальшивки с фантазией

– Мне нужен больничный на семь дней. Можете сделать быстро?

– Можем. Это будет стоить 2 800 рублей.

– А внешне он будет похож на настоящий? На работе не вызовет подозрений?

– Мы уже восемь лет на рынке. У нас все четко и надежно.

Мужчина на том конце провода говорит быстро, конкретно и уверенно. После фразы «Надумаете – звоните» кладет трубку. Его сайт (один из десятков подобных) позиционируется как «полноценный, многофункцио-нальный сервис, который поможет вам купить больничный лист недорого, легально, а также чеки и другие справки». На главной странице есть даже новый образец листка нетрудоспособности, выпущенного в 2015 году: изготовители фальшивок стараются не отставать от Гознака, выдумывающего каждый год дополнительные средства защиты.

Впрочем, обмануть опытный глаз не так-то просто. Профессионалу достаточно взглянуть на номер бланка, чтобы установить его нелегальное происхождение: первые цифры начинаются с давно не актуальных двух нулей.

– В год на область выделяется около 350 тыс. бланков больничных. Мы получаем их ежеквартально, регистрируем в базе и передаем в лечебные учреждения, – поясняет заместитель управляющего Томским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Татьяна Осипова. – Каждый документ имеет индивидуальный номер. Подозрительный листок нетрудоспособности мы первым делом сверяем по нашей базе. Если номер начинается с «001» – это 100% подделка: у гознаковских образцов первые три цифры уже давно другие. Лишь однажды нам попался поддельный на вид бланк, но с реально существующим номером. В медицинской организации, указанной в шапке, наши подозрения подтвердили: да, бланк с таким номером выдавался, но другому гражданину и на другой период времени.

Не всегда заморачиваются умельцы и с правильной формой печати, с точным названием медицинской организации и ее адресом, с нужным цветом чернил… Хотя в последнее время все же стараются проявить некоторую фантазию.

– Одно время фальшивые больничные листы сплошь шли от некоего терапевта Ивановой, – улыбается начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ТРО ФСС РФ Ольга Плуталова. – Сейчас додумываются сходить и посмотреть в расписании работы хотя бы фамилии врачей.

Себе дороже

В 2015 году в Томской области было выдано 336 тыс. реальных больничных листов. По сравнению с этой массой рынок фальшивок очень скромен: в прошлом году их выявлено 24, в 2014-м – 21, в 2013-м – 44. Как правило, их оформляют не врачи в качестве халтурки (таких случаев, по данным следственного управления СК РФ по Томской области, всего несколько за год), а мошенники, использующие для печати продвинутые принтеры. Это вряд ли серьезная индустрия, даже если учесть латентную преступность: допустим, человек документ купил, но воспользоваться побоялся. Но для работодателя каждый такой факт финансово напряжен как минимум потому, что первые три дня липовой болезни оплачивает он.

– Если у бухгалтера есть сомнения в подлинности листка, он до момента оплаты обращается к нашим специалистам, и мы проводим проверку: сверяем номер бланка по базе, отправляем запрос в медучреждение, – рассказывает Татьяна Осипова. – Бывает так, что бухгалтерия по невнимательности оплачивает поддельный больничный и затем получает от нас возмещение с четвертого дня временной нетрудоспособности. Но в этом случае работодатель рискует еще большими финансовыми потерями: если наш ревизор впоследствии выявит факт оплаты фальшивки (проверки проводятся раз в три года), то сумма, потраченная на это государством, не будет принята к зачету. Конечно, начальство потом может взыскать ее с нерадивого работника, но часто бывает так, что к моменту обнаружения подлога этот человек уволился.

Все случаи использования фальшивых больничных передаются соцстрахом в органы внутренних дел.

– Объяснения людей всегда похожи: «Заболел, в больницу сразу не обратился, а потом было поздно. Увидел на столбе (в Интернете) объявление и решил воспользоваться услугой. Встретился в городе с посредником, передал деньги…», – говорит старший дознаватель отдела организации дознания УМВД по Томской области майор полиции Наталья Комкова. – В допросах такие люди себя где-то даже извиняют. И вовсе не задумываются о том, что, идя на подлог с больничным листом, они совершают преступление.

Санкции за использование заведомо подложного документа подразумевают штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Либо обязательные работы на срок до 480 часов, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев. 99% дел направляются в прокуратуру для утверждения обвинительного акта и далее – в суд. Если уголовной истории у человека нет, суды стараются не давать реальных сроков, часто дела прекращаются за деятельным раскаянием. Но это в любом случае судимость – не самый положительный факт биографии.

Непосредственно изготовители поддельных бланков к ответственности привлекаются крайне редко – данный состав сложнодоказуем. Даже если предположить, что человек даст явку с повинной (мол, я в 2016 году подделал и продал шесть больничных листов), это неочевидное преступление. Объекта преступления – непосредственно подделки – на руках нет. Человек, купивший фальшивку, тоже не известен – кто по доброй воле признается, что воспользовался ею? Впрочем, в Томске вряд ли есть организованная преступная индустрия по изготовлению поддельных документов, иначе бы в год их фиксировались тысячи, а не несколько десятков.

Одно из самых популярных медицинских учреждений, которые указывают на фальшивых листках нетрудоспособности, – ОКБ. В 60% случаев поддельные больничные предъявляют мужчины, средний возраст нарушителей – от 20 до 30 лет. В основном это те, кто накануне перебрал с алкоголем и не смог выйти на работу, а потерять ее из-за прогулов не хочется. Единого тарифа за оформление липовых больничных листов нет – кто-то просит 2 тыс., кто-то 3, а кто-то вообще 15.

Чаще всего в 2015 году в Томской области псевдобольничные предъявляли к оплате работники торговли (восемь случаев) и промышленности (шесть), далее – работники строительства и охраны (по три случая), а также образования и транспорта (по два). Большинство подделок специалисты заметили из-за несоответствия водяных знаков, нумерации бланка, цвета и плотности бумаги. Например, бумага оригинала на ощупь напоминала ту, на которой печатают денежные купюры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 15 =