Мнение
21.12.2018

Мы за ценой не постоим?

Статей на сайте: 16980

К концу года по традиции активизировались перевозчики Томска. Они выступили с инициативой поднять проезд в городских маршрутках до 30 рублей. Обосновывают это следующими факторами: тариф два года не пересматривался, хотя в прошлом году его предлагалось поднять до 28 рублей; увеличились издержки, связанные с удорожанием бензина, и с нового года акцизы на это топливо могут возрасти; стоимость перевозок в Томске самая низкая в сравнении с другими регионами, где она составляет от 19 до 25 рублей; кроме того, все автобусы требуется оснастить тахографами, что также ведет к затратам. Как сообщили в мэрии, официального заявления пока не поступало, но его готовы обсуждать в случае получения. Какие мнения есть на этот счет?

 

Александр Остроушко, председатель совета по ТОСу Кировского района

Един в трех лицах

Цены надо поднимать, никуда от этого не деться, но не более, чем до 20 рублей. Идея повышения витает в воздухе, и рано или поздно на это придется пойти. Однако вовсе не потому, чтобы уступить перевозчикам, а потому, что сегодня так складывается объективная картина. Только обсуждать надо обязательно при участии перевозчиков, власти и населения. Главное, чтобы были учтены интересы жителей Томска.

Какая моя позиция? Что для этого надо сделать?

Мое глубокое убеждение – цены на все виды проезда в городском транспорте надо сравнять – на автобусе, трамвае, троллейбусе. И это должна быть средняя цена, приемлемая для населения.

Кроме того, я за полную отмену единого социального проездного билета! Я убежден, что помощь должна быть адресной, помогать надо прежде всего той категории граждан, в интересах которых ЕСПБ учреждается. Это инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и т. д. А я бы добавил сюда и школьников, хотя это не понравится перевозчикам. Но нередко бывает так, что пенсионеры оказываются более обеспеченными, чем внуки. То есть бюджетные деньги, предусмотренные на льготную перевозку пассажиров, надо направлять не перевозчикам, а самим этим людям. Хотя не все пассажиры находятся в одинаковых условиях. Кто-то живет в центре города, и тут транспорта хоть отбавляй, пользуйся билетом, а кто-то проживает в отдаленных микрорайонах, где нет ни трамвая, ни троллейбуса, и получается, что одних дотируют, а других – нет.

Льготные перевозки в том виде, в котором они существуют, невыгодны и самим перевозчикам. Особенно большие убытки они несут летом, когда доставляют льготников к мичуринским участкам. Пассажиров много, а компенсируются перевозки нерегулярно и не в полном объеме, то есть возят автобусы эту категорию практически бесплатно.

Но главная проблема сегодня – это многострадальное Трамвайно-троллейбусное управление, доходы которого катастрофически падают, а убытки растут. И городской бюджет вынужден их компенсировать. Вопрос с этим видом транспорта надо решать принципиально. Либо дополнять парк троллейбусов автобусами на газомоторном топливе и за счет сокращениях издержек на этом виде транспорта снижать затраты целом в ТТУ, либо сокращать сам парк за счет вывода из эксплуатации устаревших и износившихся троллейбусов и также снижать себестоимость проезда.

Если срочно не принять меры по повышению рентабельности, то через три года город может остаться и без трамвая, и без троллейбуса, так как не будет возможности их содержать. Запланированные доходы городского бюджета на предстоящую трехлетку идут по снижающей: на 2019 год – 12,7 млрд рублей, на 2020-й – 12,5 млрд рублей, на 2021-й – 8 млрд рублей. Такое резкое падение доходов поставит город перед выбором – либо строить школы и детские сады, либо содержать ТТУ. И понятно, в чью пользу будет сделан выбор.

 

Елена Телкова, депутат Думы города Томска

Отдайте деньги льготнику!

Тариф надо поднимать. Во-первых, потому что два года он остается на прежнем уровне. А во‑вторых, объективно затраты на содержание транспорта растут. Перевозчики потратились на приобретение нового транспорта, и он существенно обновлен. Справедливо и то, что установка тахометров тоже требует средств. А оснащение ими автобусов – требование федерального закона. Эти приборы позволяют контролировать состояние водителя за рулем и таким образом обеспечивать его безопасность, а заодно и безопасность пассажиров.

Но вот насколько поднимать – надо думать. Должен быть экономически обос­нованный тариф, который бы учитывал все затраты. Когда перевозчики представляют свои расчеты, то они отчасти лукавят. Поскольку кондукторов в салонах нет, билеты не продаются, то и оценить количество перевозок нельзя. А если нет достоверной отчетности, то и налоги перевозчики платят не полностью. Но льготами пользуются теми же, что и ТТУ, получающее дотации из бюджета.

Мы постоянно держим вопрос ценовой политики на контроле. Например, прежде чем утвердить объем предоставляемой субсидии, скрупулезно разбираем показатели затрат в Трамвайно-троллейбусном управлении. В результате видим, что расходы эти велики, если честно платить все налоги, зарплату выплачивать в белую и т. д.

Расчет тарифов вообще ведется сложно. При разработке маршрутной сети для определения пассажиропотока на конкурсной основе была привлечена специализированная организация. Помимо чисто экономических показателей нужна еще и гибкость в соблюдении интересов перевозчиков и населения. Например, перевозчики жалуются на то, что им возить пассажиров по единому проездному билету невыгодно. Я тоже считаю, что цена такого билета явно занижена. Деньги за проезд за ЕСПБ надо отдавать не перевозчикам, а пассажирам. А они уж как считают нужным, так и распорядятся ими. Сами рассчитывают, куда и сколько раз на них можно съездить. Либо выпускать проездные и раздавать их льготникам.

В любом случае процесс изменения тарифов непрост и требует скрупулезного анализа. Обычно, когда перевозчики представляют расчеты, бывает немало замечаний. Сказать, сколько должен стоить проезд, в сложившейся ситуации без глубокой экономической проработки нельзя.

 

Наталья Непомнящая, пенсионер, член Общественной палаты Томской области

Больше социальных программ!

Как может относиться пенсионер к повышению цены на проезд? Конечно, отрицательно. Грустно и печально. Я живу на улице Учебной, практически в центре города, и маршрутку ждать долго не приходится. Но, пожалуй, это и все преимущества. В остальном утром и вечером в салонах автобусов толчея. Правда, поскольку я не работаю, у меня есть возможность ездить, когда основной поток уже схлынет. Да и вообще стараюсь больше ходить пешком. Но те, кто проживает в отдаленном микрорайоне, пешком до центра не находятся, тем более с детьми, которых и в садик надо отвезти, и в школу.

К удорожанию проезда на городском транспорте можно было бы отнестись спокойно, если бы не поднимались цены на все остальное. Но все мы ходим в магазин и видим, как едва ли не каждый день ценники меняются. И, конечно, в сторону увеличения. Дорожает все – и продукты, и услуги сотовой связи, и Интернет, и многое другое.

Понимаю, что и транспортники будут ссылаться на всеобщее подорожание – ГСМ, эксплуатационных расходов и т. д. И, скорее всего, цены все же будут повышены. Но если уж повышение неизбежно, то оно должно быть строго регламентированным и обоснованным. Необходимо обязательно предусмотреть повышение качества обслуживания, улучшение комфорта, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Что уже было? Когда увеличивали стоимость проезда до 18 рублей для всех и 15 рублей для пенсионеров, то обещали, что в автобусах будут кондукторы, что водители не станут за рулем разговаривать по телефону. А кондукторов как не было, так и нет, водители как висели на трубке, так и висят.

Недавно я вернулась из Новосибирска, гостила у родственников. Ездила по городу. Там недавно повысили цену до 22 рублей, но у них много муниципальных автобусов, наличие кондукторов обязательно, соблюдается график движения. А самое главное – много бонусных программ, которые позволяют людям с разным достатком пережить очередной виток цен на проезд. Мои родственники такой программой пользуются.

Как член общественной палаты, я понимаю, что интересы транспортников тоже надо учитывать. Но они должны быть соотнесены с реальными возможностями населения.

 

В СЕТИ

Томичи в Сети об удорожании проезда

  • Fedya
    Думаю, народ не понял бы, если бы не было повышения. Все дорожает, а маршрутки – нет?

 

  • Личность
    Мы понимаем, что стоимость перевозки пассажиров вечером очень высока. Перевозчики несут большие затраты из-за меньшего количества пассажиров. Для нас главное, чтоб автобусы ходили по графику. Вечерний тариф позволит более строго спрашивать с перевозчиков.

 

  • Kara
    Сегодня у шофера маршрутки была истерика. Трое рассчитались, а вышли семь. В итоге он захлопнул дверь перед теми, кто рассчитался, но не успел выйти. Водитель орал и матерился, но под гнетом общественного мнения был вынужден поверить на слово и выпустить еще двоих. А кондуктор где?

 

  • Ahhila
    Я, пожалуй, на маршрутку перейду, надоело гараж от снега чистить. Кстати, 20 рублей за проезд – нормальная цена. В Сочи, где я недавно был, 22 рубля платят, и никто не возмущается.

 

  • M 2017
    Нет никакого экономического обоснования, одни плоды большой фантазии. Транспорт действительно часть городской среды и должен финансироваться из бюджета.

 

  • Normal
    Хорошо, что 20 рублей за проезд, станет удобней, а то морока с этой сдачей.

 

  • New-uzer
    За что повышать? Кондукторов как не было, так и нет, ездят безобразно. Утром мимо остановки часто проезжают. Не за что платить больше.

Материалы полосы подготовила
Нина Губская

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + = 6