Мясной переворот

TNews830_08_CMYK

Новые комплексы и расширение производства помогут «Сибирской Аграрной Группе» стать самым эффективным предприятием отрасли

Свинины в России стало слишком много: спрос ниже предложения. Оптовая цена, как следствие, падает, а себестоимость мяса из-за курса валют растет. Многие предприятия отрасли, в первую очередь технологически отсталые, терпят убытки, и, по оценке генерального директора «Сибирской Аграрной Группы» Андрея Тютюшева, 10–15% из них могут не дожить до следующего года. Томскому производителю такой сценарий не грозит: новые активы (например, «Уральский») работают с хорошей прибылью, а на самом старом объекте – свинокомплексе «Томский» – еще в прошлом году стартовала реконструкция, по окончании которой его рентабельность увеличится вдвое. За 2015 год выручка холдинга выросла на 23% – до 17 млрд руб­лей.

Прибыльные технологии

– Показатель EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов и налогов и начисленной амортизации) у нас был на уровне 4 млрд руб­лей – с 2014 года не изменился, несмотря на негативную ситуацию в отрасли, – говорит Андрей Петрович. – У наших основных подразделений динамика работы была положительная, но на общую картину повлияла деятельность птицефабрики «Томская»: две производственные проблемы сказались на финансовом результате, но в последние четыре месяца ситуация на птицефабрике выровнялась. Сейчас по мясу птицы вообще вышли на пиковое производство за все время: примерно 110 тонн в день, 40 тыс. тонн в год.

Середнячком проявила себя мясопереработка (перерабатывающие предприятия в Томске и Кемерове) «Сибирской Аграрной Группы»: прибыли за год она не принесла, так как значительно выросли в цене специи, оболочки и белки. Все это импортное и, соответственно, покупается за валюту. А в магазинах ценники поднимаются все-таки не так резво, как доллар и евро.

– В прошлом году самым эффективным в структуре холдинга был свинокомплекс «Уральский» – просто потому, что он самый новый, все процессы там оптимизированы, – размышляет Андрей Тютюшев. – По нему мы получили хорошее увеличение валовых и производственных показателей. Несмотря на то, что рентабельность по свиноводству в целом сократилась: в 2014 году, если помните, был бурный рост оптовых цен – до 190 рублей за 1 кг, а сейчас этот показатель находится на уровне 130 руб­лей – как в 2010 году. При этом себестоимость за пять лет стала совершенно иная. Для сравнения: до того как прошлым летом мы поставили томский комплекс на реконструкцию (а он считался достаточно эффективным среди старых предприятий), себестоимость продукции была порядка 135 рублей за килограмм. А есть в стране и более слабые комплексы. Как долго они смогут жить в убытках – вопрос. Но, скорее всего, 10–15% обанкротятся в течение года. Тогда мяса на рынке станет меньше, и цена его, я надеюсь, отрегулируется. В России она и так сегодня самая низкая в мире: мясо в Китае и Индии в 2,5 раза дороже, в Европе – в два раза дороже.

Ледяной душ

Рассуждая о тех, кто это непростое время переживет, Андрей Тютюшев вспоминает притчу: идут по прерии два ковбоя, и вдруг за ними пускается в погоню лев. Один из ковбоев на бегу начинает сбрасывать кобуру, ружье. Второй ему кричит: «Ты что, с ума сошел! Лев все равно нас догонит!» На что получает ответ: «А мне сейчас главное – бежать чуть быстрее тебя».

– Сейчас мы должны быть более эффективными, чем наши конкуренты, – гендиректор «Сибирской Аграрной Группы» переводит притчу на язык бизнеса. – Раньше стратегия холдинга была простая: как можно быстрее построить и как можно больше произвести. Причем я знал, что время у нас будет ограничено, поэтому мы всегда шли на пике кредитного портфеля. Сейчас наступил момент, когда мы должны сделать остановку и работать уже над себестоимостью, то есть оптимизировать внутренние процессы. Планируем расширять переработку. Например, настало время подумать, КАК выгоднее продавать, допустим, ухо – с мочкой или без? Китайцы потребляют только ушную раковину, она стоит там больших денег. Свиные хвостики, куриные языки – на всем, что мы раньше утилизировали, можно зарабатывать, и мы научимся! Просчитываем производство желатина пищевого, рассматриваем возможность переработки крови. В общем, появляется много интересных направлений деятельности. Раньше мы на них и внимания не обращали. С прежним курсом валют проще было купить все за границей, но теперь это экономически целесообразно делать самим. Можно сказать, что кризис стал ледяным душем, который помог взбодриться. Любое предприятие, так же как и любой человек, иногда нуждается в такой встряске.

Стройки на миллиарды

У «Сибирской Аграрной Группы» еще остались крупные стройки. В апреле начнется возведение тюменского комплекса стоимостью примерно 1,7 млрд рублей. Изначально он задумывался как очередной свинокомплекс, но стратегию развития холдинг пересмотрел.

– В России сегодня выпускается 90% необходимой рынку свинины, дефицит всего 10%. Года через 2–2,5, я уверен, наша страна полностью его закроет, наполнять рынок еще больше просто рискованно, – объясняет Андрей Тютюшев. – В Тюмени будет построен селекционно-генетический центр на 2 тыс. свиноматок, нацеленный на производство племенного поголовья. Когда на максимальную производственную мощность выйдут «Томский» и «Красноярский», потенциал комплексов «Аграрной Группы» будет порядка 140 тыс. тонн свинины в год (для сравнения: в прошлом году мы произвели 100 тыс. тонн). Для обеспечения этого объема нужно около 50 тыс. свиноматок хороших гиб­ридных пород. Их родители выращиваются на племенных фермах. Это валютный товар, который можно приобрести только за границей, но из-за санкций это стало почти невозможным. Так что ситуация вынудила нас и здесь заняться импортозамещением.

Инвестиций в этом году потребует и свинокомплекс «Красноярский» – около 1 млрд рублей на подготовку к окончательному запуску, и «Томский» – собственные расходы на реконструкцию составят 1,5 млрд рублей. К 2018 году все инвестпроекты холдинга должны быть завершены.

 

«Сибирская Аграрная Группа» поставляет продукцию в регионы от Урала до Байкала, в основном полутуши. Но в ближайшее будущее стратегия продаж будет пересмотрена.

– Доверие к рознице сейчас растет: если раньше человек специально шел на рынок за мясом, опасаясь покупать его в супермаркетах, то сейчас сети предлагают продукт хорошего качества. Поэтому мы планируем увеличивать переработку и уходить на рынок крупного и мелкого куска – ближе к потребителю, – говорит Андрей Тютюшев. – Также в компании создан экспортный отдел. Он будет изучать спрос за рубежом, прежде всего в Азии. Конечно, попасть на внешние рынки сложно: к производителям мяса предъявляются достаточно жесткие требования, потому что все государства защищают свою продовольственную безопасность. Но сейчас есть смысл потратить на это силы и время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =