На капремонт домов жители и бюджеты будут собирать сообща

 

Жителям Томской области, как, впрочем, и других регионов, вскоре придется раскошелиться на ремонт своих домов. Отдельные квитанции со строчкой «капитальный ремонт» появятся в наших почтовых ящиках в мае следующего года. Сумма платежа пока неизвестна, но не превысит 7,3 рубля за квадратный метр. Об этом «ТН» рассказал и.о. начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Юрий Баев. По его словам, до конца этого года в области будет создана региональная система капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), установленная Федеральным законом № 271 от 25 декабря 2012 года и областным Законом «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Томской области» от 7 июня 2013 года.

Региональный фонд

– 7,3 рубля за квадратный метр – это максимальная планка, установленная для нашей области федеральным стандартом, – пояснил Юрий Баев. – По нашим расчетам, в итоге сумма будет меньше. Она зависит от многих параметров, в том числе от технического состояния жилых домов, стоимости их ремонта и финансовых возможностей населения. Но это не значит, что государство полностью перекладывает бремя капремонта жилого фонда на собственников жилья. Финансовую поддержку им по-прежнему будут оказывать бюджеты всех уровней – федеральный, региональный и местный.

При этом бюджетные средства будут аккумулироваться в специально созданной некоммерческой организации – Региональном фонде капремонта МКД Томской области, который будет осуществлять функции регионального оператора по организации и финансированию ремонта. Сюда же будут поступать средства жителей, которые на общем собрании примут решение о перечислении средств в региональный фонд или в течение января – февраля следующего года не решат, куда будут направляться взносы на капремонт. Учредителем этого фонда выступит Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области. Руководитель данной структуры будет назначаться по согласованию с губернатором.

– Финансировать административно-хозяйственную деятельность регионального оператора будет областной бюджет, – подчеркнул Юрий Баев. – Деньги, собранные на капремонт домов, будут использоваться только по их прямому назначению. Движение средств фонда и очередность ремонта домов будут прозрачными, вся информация об этом будет выкладываться на сайте фонда в открытом доступе.

Котловой метод: за и против

По сути, государство возвращается к старой схеме капитального ремонта, когда деньги собираются в один общий котел, а потом тратятся на капремонт жилых домов в порядке очереди.

Преимущества такой системы очевидны. Жители одного дома, особенно старого и небольшого (типа пятиэтажной хрущевки), копить деньги на капремонт могут десятилетиями. За это время дом может окончательно развалиться и стать ветхим, нуждающимся в расселении и сносе. А если и не развалится, то стоимость капремонта вырастет в разы, а значительную часть накопленных средств съест инфляция.

Если все деньги не распылены по счетам отдельных домов, а собраны вместе, то тратить их можно намного эффективней. Они позволяют в первую очередь ремонтировать те дома, которые больше всего нуждаются в капремонте, не дожидаясь, пока они начнут разваливаться. Кроме того, решается проблема с инфляцией, так как деньги постоянно работают.

В результате жильцы тех домов, которые уже сейчас нуждаются в срочном капремонте, получают возможность провести его в самое ближайшее время, не дожидаясь, пока накопятся необходимые для этого средства. А жители других домов получают гарантию, что в их доме будет проведен кап­ремонт, когда он будет в этом нуждаться. Регион наряду с фондом несет ответственность за неисполнение обязательств по капремонту перед собственниками.

По сути, это принцип касс взаимопомощи, которые существовали в советское время на многих предприятиях. Каждый месяц люди сдавали туда взносы и раз в год получали сумму, равную сумме взносов за 12 месяцев, что позволяло им совершить крупную покупку.

Единственным большим минусом котловой системы капремонта была ее непрозрачность, население не имело возможности контролировать, как чиновники распоряжались накопленными средствами. Решить эту проблему призвана региональная программа капремонта МКД.

Региональная программа

До конца года будет создана и утверждена региональная программа капитального ремонта. В нее войдут все многоквартирные дома области. В соответствии с установленными критериями будет определена очередность капремонта каждого дома, объемы этого ремонта, виды работ, их сроки и стоимость. В начале следующего года программа будет опубликована в Интернете, и любой гражданин сможет узнать информацию по своему дому.

– Например, открываю я программу и смотрю: по графику в моем доме в 2016 году планируется капремонт кровли и системы отопления, на проведение этих работ будет предусмотрено столько-то средств, – пояснил Юрий Баев.

Каждый выбирает по себе

Жителям некоторых домов, особенно больших и новых, скидываться в общий фонд капремонта и ждать своей очереди невыгодно, так как средств они могут собрать много, а стоимость ремонта меньше, чем в старых домах. Поэтому всем жителям будет предоставлен выбор способа накопления средств на капремонт: перечислять деньги либо на общий расчетный счет регионального оператора, либо на отдельный счет своего дома. Если в доме создано ТСЖ или ЖСК, то управлять специальным счетом дома будут они, в остальных случаях – региональный оператор. Но принимать решение о сроках капремонта и видах работ все равно будут сами собственники на общем собрании.

Управляющие и обслуживающие компании не будут иметь никакого отношения к средствам капремонта. Жители будут оплачивать капремонт по отдельной квитанции, и их средства будут уходить напрямую либо на счет регионального оператора, либо на специальный счет дома.

ТСЖ и жилищные кооперативы получат возможность самостоятельно тратить средства на капремонт. Для этого они должны завести специальный счет в банке, куда будут перечисляться деньги, предназначенные для капремонта. В этом случае отдельной квитанции на капремонт делать не надо, соответствующую строчку можно добавить в общую квитанцию оплаты за ЖКУ. Тратить эти средства на какие-либо другие цели нельзя. Но если жители таких домов захотят, то тоже могут перечислять деньги на счет регионального оператора. Это выгодно сделать в тех домах, где денег на капремонт надо много, а средств собирается мало.

Когда будет опубликована региональная программа капремонта, жители области должны в течение двух месяцев (в январе и феврале 2014 года) принять на общем собрании решение о том, каким способом они будут формировать фонд капремонта: перечислять деньги на общий счет регионального оператора, на отдельный счет своего дома (открытый по их решению региональным оператором) или на отдельный счет своего дома, которым они распоряжаются самостоятельно (для ТСЖ и жилищных кооперативов).

Срок действия региональной программы рассчитан на 30 лет.

История вопроса

Закон был – ремонта не было

Проблема капремонта жилых домов обострилась в 1990-х годах. Жилой фонд, массово созданный в 1960–1970-х годах, обветшал, а денег на содержание домов у муниципалитетов и региона не было. В начале процесса приватизации жилья деньги собирались с самих жителей, и в квитанциях за ЖКУ появилась строка «капитальный ремонт». Средства собирали муниципалитеты и тратили их в соответствии со своими программами капремонта.

Контролировать расход этих денег чиновниками население не могло. Системы конкурсов по выбору подрядных организаций тогда не было, руководящие чиновники имели право самостоятельно выбирать исполнителей работ, поэтому сфера капремонта была очень коррумпированной. В результате дома ремонтировались мало и плохо, а у жителей возникало множество вопросов к чиновникам.

В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс, который четко определил, что содержание и ремонт общего имущества дома – сфера ответственности самих собственников. Однако Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 1991 года возлагает ответственность за капремонт на собственников только после того, как бывший собственник (муниципалитет) проведет за свой счет капитальный ремонт дома и передаст его новым собственникам «в нормативном состоянии».

То есть если капремонта в доме не было, то муниципалитет сначала должен был привести его в нормальное состояние и только потом перекладывать заботу о техническом состоянии дома на собственников жилья. Эта норма закона практически повсеместно не исполнялась.

Федеральный фонд

В 2007 году был создан федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Эта государственная корпорация, по сути, должна была исполнить долг государства по капитальному ремонту жилищного фонда. Ее цель обозначалась как «предоставление финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

185-й Федеральный закон о фонде предусматривал, что Федерация дает регионам деньги на условиях софинансирования. Причем средства должны были добавлять не только местные и региональные бюджеты, но и сами собственники жилья (минимум 5% стоимости кап­ремонта в их доме).

Изначально планировалось, что фонд будет работать до 2012 года и за это время выделит регионам 240 млрд рублей. Из них 60% нужно было потратить на капремонт, а 40% – на расселение  из аварийного жилья. Между регионами деньги распределялись пропорционально количеству жителей и площади жилого фонда.

Однако в реальности за 5 лет федеральный фонд выделил регионам больше запланированного – 320,8 млрд рублей. Из них 2,4 млрд досталось Томской области, в том числе 1,35 млрд рублей на капремонт (см. схему).

Деятельность фонда Правительство РФ решило про­длить еще на три года, но акцент в основном будет делаться на расселение из аварийного жилья. В этом году, например, на капремонт нашей области выделили 55,67 млн рублей, а на расселение – 489 млн.

Со следующего года средства, которые федеральный фонд будет выделять нашей области на капремонт, должны будут поступать в региональный фонд капитального ремонта.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =