Эта группа олицетворяет собой три поколения службы главного механика ГПЗ-5. Первый ряд (слева направо, сидят): В. Н. Кениг, Ф. Е. Кузеванов, К. С. Екомасов, Г. В. Киреев, В. А. Войцеховский, Н. А. Силиванов; второй ряд (стоят): Б. Ф. Кравцов, А. П. Гейман, Г. А. Фролова, И. Д. Селиванов, Л. П. Кучевская, A. П. Накоренок, Ю. А. Новиков, Е. Р. Квятковский, Г. 3. Алиткин, Л. В. Лобкова, В. И. Овчаренко, B. И. Армянинов, А. С. Еничев, В. С. Труханович

К 1941 году, когда началась война, 1-й Московский ГПЗ набрал такие обороты, что в каждом тракторе, грузовике, комбайне надежно работали подшипники его производства. Это была настоящая победа отечественного машиностроения. Но уже через месяц фашистская авиация нанесла первый удар по столице. Встал вопрос об эвакуации.

Она началась 29 августа и вызвала немало сомнений. Подробно об этом важном этапе в истории завода рассказали в своих воспоминаниях М. Бакулина, З. Вагина и Л. Лапина.

Вперед, к медведям…

Куйбышев, Саратов, Свердловск – это все знакомые города. А вот Томск… Говорят, там медведи по улицам гуляют, а зимой морозы за 50 градусов. Тем не менее, в тыл было отправлено пять эшелонов с людьми и оборудованием. Выбираться пришлось под непрерывными бомбежками. Путь в Сибирь был трудным и долгим, но наконец 130 семей работников 1-го ГПЗ добрались до места.

Прибывших встретил на станции директор завода М. И. Эдельштейн, он тепло приветствовал земляков. А затем началось размещение. Людей сначала поселили в клубе, где они и прожили первые дни, затем их стали устраивать на квартиры. Но уже в первый день к ним пришел начальник производства Г. М. Мосин и попросил немедленно приступить в работе. Но где эта работа? Многие даже не представляли, чем будут заниматься. Станки остались где-то на станции, а главное, нигде не видно никакого завода.

Здравствуй, Сибирь, суровая и незнакомая!

В первую очередь надо было провести железнодорожную ветку от станции Томск-2 на будущую заводскую площадку. Это был единственный выход, так как возить оборудование было не на чем. Все грузовые машины отправили на фронт.

Создать завод в помещениях, совершенно не приспособленных для промышленных целей, было делом нелегким, иногда казалось невозможным. Наскоро сформированные бригады занимались расчисткой складских помещений, пригодных для использования под будущие цеха. Сроки поджимали. Пока строили дорогу, станки малых габаритов возили на единственной старенькой автомашине волоком, транспортировали на железных листах и катках.

Как досталась железнодорожная ветка, знают лишь ветераны. Все делалось вручную: лопаты, кирка, тачка, носилки. При этом надо иметь в виду, что все это происходило глубокой осенью, в непролазную грязь и зимой, которая в 1941 году особенно лютовала. Да и людей становилось все меньше, молодежь уходила на фронт.

Наконец все было готово для запуска первых станков. Хлопот было немало, и не только из-за суровых условий. Дело в том, что в Томск пришло не самое лучшее оборудование. В начале демонтажа, еще в Москве, не все осознавали, насколько трагичным окажется положение, поэтому в первую очередь снимали с фундаментов устаревшие станки. Люди не могли поверить, что война – это надолго.

Конюшни, похожие на цеха

Понемногу отдельные корпуса обычных складов, конюшен, подсобных помещений стали наполняться оборудованием и походить на цеха.

Производство подшипников в зданиях бывшего военного городка требовало много электроэнергии. Двух маломощных подстанций было явно недостаточно. Нужна была отдельная воздушная линия до ТЭЦ-1, которую и построили, причем в предельно короткие сроки. Для двух цехов – шарикового и цеха разных деталей – смонтировали подстанции прямо в корпусах.

Но и этого было недостаточно. Совместными силами красноармейцев стройбата и рабочих завода было построено центральное распределительное устройство с двумя подстанциями.

В тот период в районе, где обустраивали завод, не было ни водопровода, ни канализации, ни теплоснабжения. На берегу Ушайки стояла единственная водокачка, принадлежавшая железнодорожникам и обслуживавшая станцию Томск-2. Заводу разрешили подключиться к одной из трех магистралей, но воды не хватало. Поэтому было принято решение строить новую водонасосную станцию и водопро­водные сети.

А для обеспечения теплом построили котельную из брусьев и досок. Впоследствии ее снесли, так как она была пожароопасна, и на ее месте построили шлакоблочную. Но в то время новая котельная завода обеспечивала теплом не только производство, но и жилой городок.

Подростки у станка

В 1941 году, когда на ГПЗ-1 комплектовались кадры для эвакуации, много внимания уделили инструментальщикам. И это не случайно. От деятельности работников этой специальности напрямую зависит работа основного производства. Чтобы обеспечить нужные требования, этот цех должен быть укомплектован высококвалифицированными кадрами, высокоточным универсальным оборудованием, и здесь должна быть хорошая технологическая подготовка производства. Первым начальником инструментального цеха стал бывший руководитель экспериментального цеха ГПЗ-1 Николай Круглов.

Прежде чем запустить производство, руководителям завода приходилось решать массу таких вопросов, которые порой ставили в тупик бывалых специалистов. Например, создание абразивного хозяйства. Этот участок должен был обеспечить шлифовальными кругами цеха и участки. Отгрузка абразивов заводами-изготовителями задерживалась. Руководители писали письма, слали телеграммы, но все тщетно. Тогда дирекция решила послать на завод-поставщик своих людей и своими силами привезти абразивы. Дело это было непростым и хлопотным. Случалось, что в командировки выезжал весь коллектив участка, лишь бы не остановилось производство.

Коллектив завода трудился без отпусков и выходных в две смены, по 12 часов находясь в промерзших цехах. Все с нетерпением ждали, когда завод начнет выдавать первую продукцию – подшипники.

Первый пошел!

Наконец в 20-х числах ноября 1941 года был собран первый томский подшипник. «Эта весть облетела городок с быстротой молнии, – говорится в очерке «Счет на миллионы, а точность – на микроны». – Люди, свободные от смены, спешили в цеха, чтобы своими глазами взглянуть на детище собственных рук. Первый подшипник внимательно рассматривали, трогали руками, смеясь от радости, проверяли, как он вращается. Люди в это время были похожи на детей, получивших наконец-то долгожданную игрушку».

Коллектив завода вступил в новую фазу своего развития. Предприятие еще не полностью набрало мощность. Часть оборудования бездействовала, не хватало квалифицированных кад­ров. Но подшипники уже шли на предприятия оборонной промышленности, выпускающие самолеты, танки, орудия.

Трудностей было хоть отбавляй. Отсутствие достаточной энергетической мощности и коммуникаций, острый недостаток транспортных средств, ремонтной базы – все это создало, казалось бы, непреодолимые препятствия, но подшипниковцы укладывались в сроки, которые даже в мирное время казались фантастическими.

30 200 подшипников выпустили на заводе практически за один месяц – декабрь 1941 года. Это был вклад коллектива в фонд победы над врагом. Нелегким выдался и 1942 год. Но производство неуклонно расширялось. Требовались станочники, специалисты. Контингент рабочих пополнялся за счет подростков 14–16 лет. К станкам вставали жены офицеров, ушедших на фронт. Прибыло и пополнение из Москвы, пришли на завод эвакуированные из других городов. Правда, это также были больше малолетки – воспитанники ремесленных училищ с Украины. Они проделали трудный путь через всю страну, поэтому их первым делом старались обогреть и накормить. Но прежде – обучить. Поэтому после месячного карантина прерванные эвакуацией занятия возобновились. Уже в мае 1942 года состоялся первый выпуск ремесленного училища.

В начале января 1942 года пришел в Томск последний эшелон с людьми и оборудованием из Москвы. С эшелоном прибыла часть коллектива одного из важнейших цехов военного времени – цеха боеприпасов.

Выпуск первой партии подшипников для оборонной промышленности на заводе отмечался торжественно. На завод приехал замминистра Ю. С. Коган. Он поздравил коллектив, особо отличившиеся работники были отмечены государственными наградами. Весной 1942 года по почину рабочих предприятий авиационной, танковой и металлургической промышленности началось Всесоюзное социалистическое соревнование за выполнение заказов фронта. В него включился весь коллектив. Широко развернулось на предприятии начавшееся еще в первые дни Великой Отечественной войны движение двухсотников – рабочих, ежедневно выполнявших две нормы: одну за себя, другую – за товарища, ушедшего на фронт. Многие рабочие стали выполнять по три-пять норм, а были и такие, кто выполнял 10 норм.

С каждым днем дела на заводе шли все лучше. Укомплектовывались цеха, участки, насыщался кад­ровый голод. В конце 1942 года пришла радостная весть – указом Президиума Верховного Совета СССР за ввод предприятия в строй, за успехи в труде группа работников завода была представлена к высоким государственным наградам. Орден Ленина получила шлифовщица Т. В. Мельникова, орден «Знак Почета» – наладчик А. М. Кауров, заместитель начальника цеха И. М. Мосин, главный инженер С. В. Пинегин и другие.

Свой долг выполнили

В конце 1942 года заводчане подвели первые итоги, они оказались поистине впечатляющими. За первый полный год работы коллектив завода выпустил почти 2 млн подшипников различного назначения. В 1942–1943 годах за счет строительства четырех новых зданий значительно расширились производственные площади, они составили 8 200 кв. м. К 1944 году существенно выросли производственные мощности предприятия, цеха постепенно оснащались поступающим оборудованием, модернизировались станки и механизмы. Состоялось переселение в новый просторный корпус ремонтно-механического цеха.

Дело шло к победе. И вот оно, долгожданное слово «Победа!».

«Такое ликование, какое было в народе 9 мая 1945 года, вряд ли суждено увидеть, пережить заново», – вспоминал позже ветеран завода И. Т. Ситников.

А далее потекли мирные дни. Нужно было перестраиваться на выпуск продукции для нужд народного хозяйства. Уже к концу мая завод освоил выпуск нового подшипника для сельскохозяйственных машин.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 1 =