Штабеля черного бруса блестят на солнце так, что смотреть больно. Они равномерно удалены друг от друга. На участке улицы Советской, параллельно главной сцене Новособорной площади, песчаная подушка уже полностью готова к укладке новых деревянных шпал. Говорят, они смягчают трамвайный ход в отличие от железобетонных.

Чья эта макалка?

Кстати, до реконструкции здесь лежали именно железобетонные шпалы, а сейчас их решили поменять на деревянные. Вроде бы одно сплошное благо. Да только источают они сильный запах, потому как пропитаны креозотом. Знатоки утверждают, что на его выветривание уходит несколько десятилетий. А специалисты настаивают на том, что креозот является отличным консервантом и в мире еще не придуман иной способ для повышения долговечности срока деревянных шпал.

– Креозот – это яд, – поясняет член Общественной палаты Томской области Сергей Жабин. – В принципе, уже все шпалопропиточные заводы в стране закрыты, потому что РЖД отказались от этой технологии. В населенных пунктах России такие шпалы не применяются с 90-х годов прошлого столетия – дорожники перешли на железобетонные и пластиковые. А у нас снова стали появляться «макалки». В свое время на Томском ЛПК то в одном месте макали, то в другом, но через департамент природных ресурсов я их выжил оттуда. Сейчас где-то другая «макалочка» появилась.

По некоторым источникам, она имеет местную прописку, и опытный следопыт-эколог обязуется ее найти.

По дешевому варианту

Прохожие, снующие через образовавшиеся барханы, на бегу бросают: «Живем в XXI веке, а здесь опять возвращаемся к лучине. Где же наши инновации?»

Мы тем временем замечаем под тенью старинных тополей неподалеку от самодельного перехода между Новособорной площадью и Горсадом пару «буханок». Часть ремонтной бригады отдыхает в кабинах специализированных машин. Пожилые рабочие узнают Сергея Ивановича, поэтому охотно отвечают на его вопросы, не называя при этом своих имен.

– Нам что привезли, из того мы и делаем, – сообщают экологу рабочие. – А привезли нам то, что дешевле, вы же понимаете, что железобетонные шпалы дорогие.

– Я согласен с тем, что железобетон дороже, в Москве укладывают пластмассовые шпалы, а здесь мы скатываемся в каменный век, – замечает общественник.

Сергей Жабин не понаслышке знает, что представляет собой креозот и насколько он вреден для человека. Более полувека назад он проходил практику в Тамбовской области на заводе «Химмаш». Его бригада устанавливала линию электропередачи и крепила провода на креозотных столбах. Так вот его, неопытного пацана, работяги заслали на эти столбы. После выполненного задания с его лица сошла вся кожа – такими были ожоги от креозота. А тут детвора с родителями гуляет, горожане.

– Эти шпалы будут лежать на всем отрезке? – мы пытаемся вступить в разговор бывалых.

– Да, – подтверждают работники ООО «Ремстройкомплекс», выигравшего аукцион на проведение ремонта участка трамвайного пути. – Они же будут засыпаться, а потом все уйдет под асфальт. По такому методу уложены шпалы на улице Розы Люксембург.

– Но сейчас люди возмущаются, что дышать нечем, – не унимается Сергей Жабин. – Получить лицензию на такое производство – я сильно сомневаюсь в этом. Вы понимаете, что с усилением жары запах будет только усиливаться?

– Так это всё издержки, куда ж без них, – говорят рабочие.

– Какие издержки? Дешевизна самая настоящая, – парирует общественник.

Как сообщила «ТН» пресс-служба мэрии г. Томска: «В ходе работ специалисты заменят 3 538 шпал и отремонтируют 2 106 м одиночного пути. Новые шпалы деревянные, они пропитаны безопасным каменноугольным маслом, разрешение на его использование подтверждено паспортом качества. Шпалы для ремонта путей на ул. Советской изготовлены ООО «Кузовлевский шпалопропиточный завод» из хвойных пород дерева и соответствуют требованиям о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

По мнению экспертов, деревянные шпалы имеют ряд преимуществ перед железобетонными. Они обеспечивают хорошее сцепление с основанием, за счет упругости дерева пропитанная шпала лучше держит костыль, дерево не подвержено разрушению в разное время года, естественная гибкость дерева обеспечивает уменьшение износа подвижного состава».

Экологи и общественники намерены докопаться до истины. «ТН» берет историю замены шпал на особый контроль

 

СПРАВКА «ТН»

Креозот (фр. créosote) – бесцветная (иногда желтоватая или желто-зеленая), воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом, получаемая из древесного и каменноугольного дегтя. Креозот представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Растворим в спирте и эфире. Ядовит. Впервые был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году при дистилляции дегтя бука.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 27 = 28