Николай Григорович, опираясь на трость, с трудом одолел школьное крыльцо, передохнул минутку и, услышав, что надо подниматься на третий этаж, тяжело вздохнул: ноги-то плохо ходят. Ветерана тут же окружили подростки: «Николай Николаевич! Мы вам поможем!». Подхватили пожилого человека под руки и повели по ступенькам. В трогательной сценке была не пафосная, не декларативная, а самая что ни на есть прямая связь поколений. Младшие помогали старшему. В школе № 50 проходила встреча ветеранов войны и труда дважды орденоносного электротехнического завода с учащимися разных классов.
Племя боевое
Празднично украшенный актовый зал. Нарядная публика. Островок из нескольких рядов занят ветеранами. Подавляющее количество кресел заполнено школьниками. Все логично: ветеранов год от года становится меньше, оставшиеся все чаще болеют. Для многих преодолеть расстояние от дома до школы – испытание. Это когда-то 14-летний токарь Гоша Мазуров мог 24 часа не отходить от станка, выполняя спецзадание, подвластное только ему. А молодой минометчик Леонид Огородников, закрепившись на захваченном батальоном плацдарме, десять дней вместе с боевыми товарищами удерживать его. Да, были силы. Была молодость. Сегодня – увы. И, тем не менее, многие ветераны добрались до школы. А лица тех, кто не смог этого сделать либо по причине нездоровья, либо потому, что уже переселился в мир иной, мы видим на экране. Вот Валентин Погудин, партизанивший в Словакии и за месяц до смерти узнавший о том, что правительство этой страны наградило его медалью «65 лет Словацкого восстания». Вот Александр Ремизов, матрос Черноморского флота, и Николай Тимошенко, танкист, – оба участники парада Победы в Москве. А это, комментирует снимки организатор встречи председатель совета ветеранов ТЭТЗ Маргарита Колесникова, санинструктор Владимир Дубинин, а это Борис Глухов, Николай Григорович, Михаил Борцов, Дмитрий Яготинцев, воевавшие на Востоке, и Евгений Дроздов, служивший в кавалерийском полку.
Племя трудовое
За фотокадрами фронтовиков следуют изображения тружеников тыла. Ольга Башкирова встала за станок в 13 лет, в 15–16 – Анна Михайлова, Татьяна Купчикова, Капитолина Пичугина… Иван Кушнерчук, ставший основателем заводской трудовой династии, в войну рвался на фронт, но его директор вернул его с призывного пункта: парень был нужен на производстве. В 85 лет Иван Яковлевич все еще работал за станком!
– А сейчас, ребята, я вам расскажу про Марию
Гаевскую, – продолжает Маргарита Колесникова. – В 1942 году после окончания ремесленного училища она 15-летней девочкой пришла на завод в столярный цех маляром. Потом ее перевели в производственный цех на покраску изделий. Мария Михайловна стала мастером, проработала 30 лет и вырастила… – делает ведущая интригующую паузу, – директора вашей школы Ирину Алексеевну.
Зал аплодисментами встречает еще одно известие о преемственности поколений.
Племя молодое
Документальная хроника перемежается поздравлениями, звучащими в адрес ветеранов. Здоровья и сил им желают Евгений Федоров из союза воинов-«афганцев», Галина Юрчук из центра социальной поддержки Кировского района, Валентина Сысоева из фонда милосердия и здоровья. Удивительно светло смотрятся выступления школьников, младших – по определению (маленькие артисты всегда вызывают умиление), старших – по искренности. Вот сценка «Отдых на поляне» в исполнении старшеклассников. Аккордеон в руках одного из юношей, синие платочки на шеях, парни в джинсах и фронтовых гимнастерках – вещественное олицетворение связи времен. Бурей аплодисментов ветераны благодарят их за возможность вернуться в свою молодость. Рукоплещут Мише Пономареву, прочитавшему поэму про семью Орловых, другим юным исполнителям. Подхватывают вслед за бывшим директором завода ветераном морского флота Аркадием Лойко любимую фронтовую песню «Вьется в тесной печурке огонь». И с удовольствием откликаются на приглашение пройти на чаепитие, организованное за счет электротехнического завода, где их ждут сувениры от фонда милосердия.
Сказано
Илья Воронов, ученик 4-го класса:
– У меня был прадедушка-фронтовик, Михаил Михайлович Золотарев. Сейчас он уже умер, но я его видел, он мне рассказывал о войне. В нашей семье им гордятся и часто его вспоминают. Такие мероприятия, как сегодня, мне тоже интересны: узнаешь много нового, общаешься с ветеранами. Хочется быть на них похожими.
Ирина Доброволянская, директор школы:
– Школа № 50 поддерживает контакты с электротехническим заводом с 1960-х годов. Мы всегда рады видеть у себя ветеранов, которые могут рассказать правду о том, что они пережили в годы войны. На их примере мы можем воспитывать подрастающее поколение – их внуков и правнуков.
Дина Чебыкина, зам. генерального директора ТЭТЗ:
– Наш завод – ровесник войны. 70 лет назад в Томске его поднимали девчонки и мальчишки, ставшие теперь ветеранами. Многие сотрудники были на фронте. Мы стараемся по мере возможности им помогать. Нам повезло, что совет ветеранов возглавляет активная Маргарина Васильевна Колесникова, которая не жалеет сил и времени на проведение таких мероприятий, как сегодняшняя встреча со школьниками. Для ветеранов это праздник, для ребят – урок патриотизма.
Результаты анкетирования старшеклассников, проведенного перед Днем Победы
Вопрос: К каким периодам российской истории, на ваш взгляд, всегда будет повышенное внимание?
Наиболее популярные ответы: Правление Петра I, война 1812 года, Великая Отечественная война, события 1980-х годов.
Вопрос: Кого из деятелей отечественной истории можете выделить (полководцы, политики, ученые, творцы)?
Ответы: Дмитрий Донской, Александр Невский, Петр I, Михаил Кутузов, Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Ленин, Сталин, Михайло Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Юрий Гагарин, Владимир Путин, Александр Пушкин.
Вопрос: Какое событие в истории России вызывает у вас горечь и стыд?
Ответы: Русско-японская война, сталинские репрессии, голодомор 1930-х годов, распад СССР, война в Чечне; современные события – активизация движения националистов, коррупция в органах власти, митинги и противостояния, жестокость и насилие.
Вопрос: Возможна ли сегодня перестройка мира на началах добра и справедливости?
Ответы: Большинство респондентов ответили «нет». Мир испорчен деньгами, жестокостью, несправедливостью.
Вопрос: Каким героям поклоняетесь вы?
Ответы: Большинство ответили «Не сотвори себе кумира». В числе прочих ответов – родителям, героям Великой Отечественной войны, литературному герою Андрею Болконскому, нашему современнику комбату Солнечникову.
(В анкетировании участвовали 91 учащийся 9–11-х классов школы № 50).