На южном направлении агломерации Томск – Северск – Томский район появится градообразующее предприятие

Владимир Мартов

28

В рамках южного направления агломерации еще в прошлом году возник комплексный проект развития поселка Зональная Cтанция, включающий в себя жилищное строительство, наукоемкое производство, транспортную и инженерную инфраструктуру и большие рекреационные зоны. Другими словами, на территории Зонального будет строиться не спальный район, а зона опережающего развития томской агломерации.

Возрождение производства

В проект включились сразу несколько инвесторов. В июне один из них, «Кузбасс­инвестстрой», объявил о старте ключевого для всего направления проекта.

Планируется, что внутри большого транспортного кольца вокруг Томска (которое пока тоже только в планах), вернее, на одной из самых важных его артерий – хордовом соединении «особая экономическая зона «Томск» – аэропорт» разместится коммунально-промышленная зона. Ее основой станет абсолютно новое машиностроительное производство, построенное на новой площадке с нуля. А именно шарикоподшипниковый завод, оборудованный по последнему слову техники. С высокоточным шлифовальным и токарным оборудованием, современными закалочными печами, новейшими автоматическими линиями производства европейских стран.

Российский рынок, на котором ощущается острая нехватка высококачественных подшипников для производства машин и механизмов, требующих длительной эксплуатации, высоких нагрузок и скоростей перемещения рабочих органов, получит нужную продукцию. Кроме того, у подшипников будет очень высокий экспортный потенциал. На заводе будет создано около тысячи рабочих мест. Многие из них, скорее всего, займут бывшие сотрудники «Томского подшипника». Коллектив знаменитого завода, который сплотила долгая борьба за свои права и заработную плату в процессе банкротства и закрытия предприятия, готов включиться в проект едва ли не в полном составе. Они все еще надеются на возобновление производства подшипников в Томской области, и соглашение между «Кузбассинвестстроем» и компанией «Финист», которая занимается проектом, дает им веские основания для этой надежды.

Новый завод будет в разы эффективнее и современнее «Томского подшипника». Если сравнивать показатели, то стоит отметить, что расходы на используемое сырье сократятся до 30%, на инструмент, оснастку, расходные материалы, техническое обслуживание и ремонт – на 25%, на электроэнергию – до 30%. В результате затраты на единицу продукции за счет высокого уровня автоматизации технологических процессов существенно снизятся. Местный бюджет будет получать несколько сотен миллионов рублей налогов в год. Но главное даже не в этом, а в том, что завод станет градообразующим предприятием для южного направления агломерации, он подтянет за собой сопутствующий бизнес и поможет сразу же заполнить часть жилых домов, которые планируют строить ТДСК и «Кузбассинвестстрой».

Нужен катализатор

Договоренность о финансировании строительства объекта уже есть, сейчас зарубежными партнерами корректируется применительно к новой площадке технологическая часть проекта завода.

Комплексные материалы по развитию томской агломерации находятся еще в стадии подготовки. Поэтому до детального планирования территории, изменения назначения земель еще далеко. Однако есть другой путь: для строительства на землях сельхозназначения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ нужно получить разрешение местной администрации. Но и тут не все так просто.

– Земли, на которых планируется строительство завода, находятся не в черте границ нашего населенного пункта, утвержденных областным законом еще в 2006 году, – говорит Евгений Гусев, глава Зональненского сельского поселения. – Чтобы их расширить, необходимо постановление губернатора. Только после этого можно будет решить вопрос о переводе земель в другое назначение. В целом же я считаю проект «Кузбассинвестстроя» очень перспективным для Зонального. Ведь ввод заводов значительно увеличит поступление налогов и создаст более тысячи рабочих мест. Кроме того, жилищная застройка, которую запланировали ТДСК и «Кузбассинвестстрой», может превратить Зональный в полноценный пятый район Томска. Но при этом важно, чтобы инвесторы не забывали о социальном обеспечении (строительстве поликлиник, больниц, детских садов, школ) и коммунальной инфраструктуре.

В Департаменте архитектуры и строительства Томской области регулярно проходят совещания, на которых рассматриваются вопросы комплексного обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой поселка Зонального Томского района с учетом освоения территорий рядом инвесторов. Перспективность южного направления агломерации признали уже практически все. И именно шарикоподшипниковый завод может стать катализатором бурного развития этого направления. Но пока ему самому нужен катализатор.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 5 =