Наблюдательная комиссия следит за соблюдением прав заключенных в Томской области

Постников

По ту сторону свободы люди оказываются по разным причинам. Кто-то проложил в места лишения свободы хорошо протоптанную дорожку, кто-то оказался за колючей проволокой по безалаберности. А кто-то и вовсе случайно. Но по какой бы причине люди ни получали срок тюремного заключения, они остаются людьми и нуждаются в человеческом отношении и в нормальных условиях содержания. Именно за этим следит общественная наблюдательная комиссия по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания. Недавно в Томской области был сформирован новый, третий ее состав. О том, что сделано за прошедшие годы и какие планы на будущее ставят перед собой новые члены, мы побеседовали с бессменным председателем комиссии Геннадием Постниковым.

Вода камень точит

За годы работы комиссия прошла колоссальный путь от полного непонимания, чем и как предстоит заниматься, до четкого осознания задач и отточенных практикой методов работы. Сегодня благодаря слаженному взаимодействию всех членов ОНК удается через общественные организации, администрации города и области взаимодействовать с УФСИН, тем самым содействуя интересам осужденных.

Основная работа членов комиссии достаточно рутинная, но от этого не менее важная. Как вода точит камень, так же и действия людей могут шаг за шагом менять систему.

– Все наблюдательные комиссии, в том числе и наша, добились главного: осужденным, подозреваемым и обвиняемым стало легче, лучше и удобнее. Это совершенно точно, – уверен Геннадий Николаевич. – Потому что мы стали указывать на те недостатки, на которые раньше никто не обращал внимания.

По его мнению, эти недостатки делятся на два вида. Первый вытекает из естественной зашоренности сотрудников УФСИН: работа накладывает определенный отпечаток на менталитет, и кое-какие недоработки просто выпадают из поля зрения. Именно их исправить проще всего, что и делалось в предыдущие годы. Второй же связан с тем, что по разным причинам невозможно выполнять те требования, которые к жизни предъявляет законодательство.

– Мы можем как угодно долго говорить на всех уровнях о том, что, например, в Шегарском изоляторе временного содержания условия не соответствуют нормам. Но пока на уровне Москвы не будут выделены средства на то, чтобы построить новый объект, ничего не изменится. Все, что в силах (тот же косметический ремонт), делается, – рассказывает Геннадий Постников. – И в этом отношении хорош тот член ОНК и сотрудник УФСИН или УВД, который понимает, что здесь мы должны работать сообща. Они пишут в МВД о наших требованиях. Мы, в свою очередь, можем обращаться в Общественную палату РФ, в МВД. И результат есть. В этом году представители УВД отмечают, что на строительство ИВС и капитальные ремонты было выделено значительно больше денег. Благодаря этому и сотрудники стали лояльнее относиться к нашим замечаниям.

Сейчас новый ИВС строится в Тегульдете. В Колпашеве и Бакчаре они в хорошем состоянии. А в Зырянке и Александровском ИВС закрыты: их состояние не вписывалось ни в какие рамки, и при этом без них вполне можно обойтись.

– С уровня мелких придирок мы выходим к более масштабным проблемам: если камеры не удовлетворяют требованиям, они должны быть либо отремонтированы, либо закрыты, – считает Геннадий Николаевич. – И на сегодняшний день стало лучше, это видят все: сотрудники, обвиняемые, осужденные, общественники.

Впрочем, такой масштабный подход совсем не исключает адресной помощи осужденным.

– Например, у одной девочки, находящейся в воспитательной колонии, умерла мама. Необходимо было сделать справку о смерти, чтобы оформить пособие по потере кормильца. Но такую справку выдают только родственникам. А как быть, если сама девочка в колонии, а отец сидит в тюрьме? – рассказывает Геннадий Постников. – Пришлось нам выходить на уполномоченного по правам человека и ОНК в ее родном регионе, они взяли эту справку под свою ответственность и прислали нам. И таких примеров адресной помощи немало.

Стабильность как знак качества

Основная проблема в работе ОНК в начале каждого созыва в том, что люди, приходя в комиссию, считают, что общественная работа будет отнимать у них много времени. Но, даже несмотря на это, из предыдущих двух созывов из комиссии ушли лишь по одному члену. Это еще раз подтверждает высокий уровень сознательности тех, кто берет на себя эту непростую ношу. Из второго состава в третий перешли два члена – Геннадий Постников (бессменный председатель ОНК) и Вера Долженкова (главный редактор еженедельника «Томские новости»). Однако даже те, кто решил завершить плотное взаимодействие с комиссией, обещали посильную помощь. Среди них – Альбина Помогаева, заведующая кафедрой детских инфекционных болезней СибГМУ. Впрочем, есть врач и в новом составе. Так что сфера медицинского обслуживания заключенных без внимания не останется. Не стал слабее по сравнению с предыдущим составом и юридический блок. На место бывшего сотрудника УФСИН, который помогал выявлять острые моменты, пришел специалист «по камерам» – Василий Ханевич.

– Главное, чего мы избежали, – конфликтов внутри комиссии, которые мешают работать половине ОНК в России. Даже если в составе будет 20 человек, мы будем действовать в одном направлении, которое за эти годы уже четко очерчено, – уверен Геннадий Николаевич. – Это посещения колоний и ИВС, отрядов и различных служб. Приходя в столовые, мы всегда пробуем пищу, обязательно посещаем библиотеки и промышленные зоны, курируем вопросы профессиональной ориентации, обучения, трудовой занятости, работу психолога, медицинское обслуживание, проведение личного времени осужденных, курсы по подготовке к освобождению.

Одним из показателей качества работы стало то, что с годами на личные приемы стало приходить значительно меньше заключенных. И это при том, что проблема «мы не можем до вас дописаться» неактуальна. Такая возможность есть и во время обхода отрядов, и во время личных приемов в колониях, и по почте.

– Наиболее востребованы заключенными консультации юристов. В новом составе такие специалисты есть, и я надеюсь, что они будут давать нуждающимся свои рекомендации. Кроме того, мы обратились с просьбой к губернатору о выделении гранта юридической клинике ТГУ, – отметил Геннадий Постников.

Для того чтобы новые члены ОНК быстрее влились в работу, для них организована школа, в рамках которой опытные участники комиссии передают свой опыт: что было сделано раньше, на что обращать внимание, какими принципами руководствоваться. Преемственность, высокий профессионализм и ответственность членов томской ОНК привели к тому, что за последние пять лет УВД и УФСИН пришли от полного неприятия комиссии к ситуации, когда с ее членами консультируются даже в тех ситуациях, когда они, казалось бы, не нужны.

– Мы стали членами всех правоохранительных комиссий, каких только возможно, – отмечает Геннадий Постников. – Благодаря Общественной палате РФ мы активно участвуем в рассмотрении дел в рамках положения о «социальных лифтах». Для осужденных условия содержания зависят от поведения: лучше себя ведешь, проявляешь активность – можешь рассчитывать на более комфортные условия содержания. Раз в полгода члены комиссии беседуют с конкретным осужденным, что называется, по душам. Безу-словно, это очень затратно по времени для нас, но очень полезно. Например, я часто бываю в комиссиях по «лифтам». И могу сказать, что на них четко прослеживаются отношения между сотрудниками и осужденными, типы осужденных. Чтобы понять колонию, это очень полезная вещь.

Новому составу ОНК предстоит сделать немало. Кто-то скажет, что лучше помогать тем, кто на свободе. Но бессменный председатель томской наблюдательной комиссии уверен: помочь не сесть снова хотя бы одному из десяти – уже результат.

Справка «ТН»

Наблюдательная комиссия действует в регионе с конца 2010 года в соответствии с Законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

В соответствии с законом, новый состав комиссии сформирован на три года региональными общественными организациями, имеющими в уставной деятельности функции по защите прав человека. Комиссию сформировали представители четырех общественных организаций: Томской ассоциации юристов, «Содействие плюс», областного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», регионального отделения Союза журналистов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + два =