Налоговики и налогоплательщики обречены на конструктивный диалог

Статей на сайте: 16219

Редко какая сфера в экономике является столь сложной и запутанной, как налоговые отношения. Это объяснимо: сбор налогов затрагивает экономические интересы всех граждан, напрямую связан с формированием бюджетов всех уровней и зависит от социально-экономических целей общества и государства. Очевидно, что критикуемое несовершенство налоговых механизмов, как правило, связано с текущими потребностями практики.

Чтобы правильно разрешать типичные или нестандартные ситуации, Управление Федеральной налоговой службы по Томской области организовало публичное обсуждение опыта правоприменения в рамках правительственной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

На этой неделе в Томской областной библиотеке имени Пушкина состоялся очередной очень интересный разговор с предпринимателями о вопросах, с которыми сталкиваются налогоплательщики при обжаловании решений налоговых органов в досудебном порядке.

Анатомия компромисса

Специфика отношений между налоговыми органами с одной стороны, организациями и гражданами как налогоплательщиками с другой в том, что часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов.

Разрешению конфликтов могли бы способствовать особые правовые конструкции для уменьшения количества споров с налогоплательщиками и снижения нагрузки как на судебную систему, так и на граждан. В результате поиска таковых появился механизм урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, который и стал одним из действенных средств по минимизации конфликтных ситуаций, а именно: сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам налоговых проверок.

Параллельно возник другой эффект: оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб до суда, обобщение результатов и устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества налогового администрирования.

В первом полугодии 2018 года УФНС было рассмотрено 114 жалоб налогоплательщиков, оспариваемая сумма по которым составила 807 764 тыс. рублей. Удовлетворено (полностью либо частично) 24 жалобы налогоплательщиков, или 21% от рассмотренных жалоб, на общую сумму 51 151 тыс. рублей (6,3% от оспариваемой суммы).

– Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько инструментов в сфере досудебного урегулирования, которыми вправе воспользоваться налогоплательщики, – выделила преимущества института в своем выступлении об этой практике и. о. руководителя УФНС по ТО Лариса Самоделова. – Прежде всего это возражения на акт налоговой проверки о выявленных нарушениях налогового законодательства, предусмотренные рядом норм Налогового кодекса РФ. Возражения не могут быть голословными: все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая на все обстоятельства, которые привели к тому или иному недостатку.

При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать как устные пояснения, так и представлять подтверждающие документы.

Следующие инструменты в урегулировании споров – представление жалобы и апелляционной жалобы.

Закон дает право на подачу жалоб всем налогоплательщикам, отводит меньший срок для рассмотрения спора, чем в суде, не предусматривает уплату пошлины. Требования к содержанию жалобы более просты, нежели к содержанию заявления в суд. В случае подачи апелляционной жалобы приостанавливается исполнение решения налогового органа. Единственное требование – досудебный порядок налоговых споров является обязательным, и его несоблюдение будет основанием для оставления заявления без рассмотрения, если налогоплательщик захочет обратиться в суд.

Резонная дискуссия

Сегодня наиболее эффективным инструментом в процессе досудебного урегулирования спора с налоговым органом стало обжалование решения в апелляционном порядке. По словам Ларисы Самоделовой, в последние годы оформилась положительная тенденция – налицо рост активности участников налоговых правоотношений. Иллюстрацией этого стал факт, что за шесть месяцев текущего года УФНС было оставлено без рассмотрения 24 жалобы налогоплательщиков в связи с самостоятельным устранением нарушений прав лица налоговым органом, что практически в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Досудебное обжалование с 2014 года стало обязательным по всем налоговым спорам.

Но жизнь шире самых продвинутых законов, а потому темные места не всегда освещены. Вопросов у участников мероприятия было немало. Часть из них касалась не только проблем с процедурными моментами, но и разночтениями в базовых понятиях: что есть компромисс, роль человеческого фактора и пагубность ошибки. Не всех предпринимателей устраивает практика, когда из-за мелких ошибок в процессе налогообложения арестовывают счет и парализуют работу предприятия. Нужны развитые компромиссы. Были и жалобы: одна из слушательниц ошеломила руководство УФНС, заявив, что суд по ее делу о налоговом нарушении бесконечно откладывается из-за… неявки налоговиков, что весьма невероятно для ФНС и требует уточнения по рассматриваемому делу (действительно ли в заседании суда требуется участие налоговой службы).

Дискуссия получилась живой, полезной и для юристов, и для бухгалтеров предприятий – на острые вопросы был дан оперативный ответ от первых лиц регионального управления ФНС, а сложные проблемы будут разобраны в индивидуальном порядке.

В очередной раз практика публичного обсуждения актуальных практических вопросов показала стремление государства и общества сблизить позиции и способствовать превращению регулятора экономики в образец простоты и эффективности.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1