Наперегонки с жизнью

Страшная авария произошла на кольцевой развязке Иркутского тракта с ул. Беринга около четырех утра 12 сентября. Водитель Toyota Corolla не справился с управлением, вылетел на газон и врезался в столб линии электропередачи. 18-летний пассажир погиб на месте. Молодому человеку, находившемуся за рулем, тоже было 18 – он скончался в больнице через несколько часов после ДТП. За рулем он находился в нетрезвом состоянии. Водительских прав не имел – ключи от машины без спроса взял у отца.

В последнее время не проходит и недели, чтобы в сводках ГИБДД не нашлось подобной истории. Вот лишь некоторые громкие аварии этого лета: влетевшая в маршрутку «Тойота» на ул. Мокрушина – двое погибших, столкновение на нефтехимовской трассе – пять жертв, ДТП с автомобилем вневедомственной охраны, унесшее жизни двух человек. Везде – пьяные водители.

– Раньше в некоторых регионах вдоль дорог устанавливали искореженные в авариях машины. Это хоть немного, да помогало, – говорит президент томского отделения Федерации автомобильного спорта Ринат Шарафиев. – А сейчас мыслей о том, что он может стать виновником ДТП, ни у кого не возникает.

Почему растет печальная статистика и как этот рост остановить?

Море по колено

– Редкий водитель сознается, что он действительно выпивал, – говорит психиатр-нарколог Наталия Шевцова, проработавшая в лаборатории медицинского освидетельствования 32 года. – Как правило, утверждают, что пили накануне вечером и максимум бутылку пива. Это типичная история.

Многие из тех, кого привозят на освидетельствование, с результатами экспертизы не соглашаются. Однако аппарат беспристрастен, и когда он показывает большое содержание алкоголя (средняя степень – 2–3 промилле), это говорит о том, что человек выпивал или совсем недавно, или очень много. А значит, попросту врет.

Наталия Шевцова говорит, что чаще всего водители, садясь за руль пьяными, надеются: «Поди пронесет!» Так же считает президент томского отделения Федерации автомобильного спорта Ринат Шарафиев.

– Есть определенный риск садиться за руль пьяным, но все понимают, что в случае чего есть возможность откупиться, – уверен он. – Люди рассчитывают на авось или берут с собой некоторую сумму «на всякий случай». По моим сведениям – положи 30 тыс. рублей в карман и катайся свободно. С такой суммой можно договориться на месте, и тебя еще до дома проводят.

Кто виноват и что делать

Одним из важным моментов в борьбе с пьяными за рулем, по мнению Шарафиева, должна стать борьба с коррупцией среди инспекторов ГИБДД.

– Нужно проводить проверки, повышать зарплату сотрудникам, делать все, чтобы не допустить ситуации дачи взятки, – подчеркивает Шарафиев.

Еще одно его предложение – отбирать у пьяных права. Идея не новая, об этом говорят сейчас многие, но дальше федеральной инициативы «трижды поймали пьяным – лишим прав», которая пока еще находится в стадии рассмотрения, дело не идет.

– Если бы закон позволял лишить прав не на какое-то время, а навсегда, то, возможно, люди бы задумались, садиться пьяным за руль или нет, – Ринат Шарафиев в этом деле категоричен. – Получается, такой закон оставляет пьяному за рулем еще два шанса. А некоторые люди, лишенные прав, просто покупают их через другие города…

Впрочем, наличие или отсутствие прав никого не смущает. Виновники нескольких последних аварий вообще водительского удостоверения не имели, просто взяли ключи у родителей. И проблема законных владельцев автомобилей не только в том, что они хранили ключи в доступном месте, а в первую очередь в том, что не объяснили своему ребенку множество простых вещей – о пьянстве, о ценности человеческой жизни, о правилах и нормах поведения в обществе, о соблюдении законов…

По мнению Наталии Шевцовой, некоторые убеждены, что, если выпить немного, ничего страшного не произойдет:

– Люди, находясь в таком состоянии, не отдают отчета своим действиям, они себя воспринимают иначе, им кажется, что они трезвы. Нам же порой остается только удивляться, как в таком состоянии вообще можно было сесть за руль.

Определить легкую степень опьянения сложнее всего, однако именно она наиболее опасна.

– Одно дело, когда человек сильно пьян, – поясняет Шевцова. – Это сразу видно: нарушены речь, походка, поведение неадекватно ситуации. Когда же окружающим ничего не заметно, а алкоголь в организме есть, это сложнее. Сильно пьяный может просто заснуть за рулем, и это его спасает. А нарушения внимательности и реакции, вроде бы незначительные, приводят к тому, что человек неверно выбирает скоростной режим, неправильно соотносит расстояние до встречной машины… И вот как раз в таких ситуациях попадают в ДТП, зачастую с жертвами.

Менталитет так быстро не поменяешь, уверена Наталия Шевцова. Нужна серьезная профилактика здорового образа жизни. В людях нужно воспитывать культуру, в том числе и пития, с юных лет.

– Важная вещь – это обучение в автошколах, – считает Ринат Шарафиев. – Учить нужно дольше, а не один месяц. И главное – должны учить ценить человеческую жизнь: свою, других водителей, пассажиров, пешеходов. Ну, и ценить свое водительское удостоверение.

Дать выход адреналину

Шарафиев убежден – если и есть какой-то страх у садящихся за руль пьяными, то только в том, что попадутся гаишникам. Мыслей насчет того, что он может стать виновником ДТП, ни у кого не возникает:

– Об этом вообще никто не думает. Раньше в некоторых регионах вдоль дорог устанавливали искореженные в авариях машины. Это хоть немного, да помогало… Я вижу такую перспективу: если этих молодых ребят, которые гоняют по городу, объединить и устраивать какие-то мероприятия за пределами города, это может существенно улучшить обстановку на дорогах.

Федерация автоспорта и «Клуб глобального бездорожья», который также возглавляет Ринат, почти каждые выходные проводят такие мероприятия. Выезжают в заброшенные деревни, на таежные озера, в леса… Шарафиев говорит, что участники клуба по себе знают: после того как накатаешься в удовольствие на просторах, гонять в городе уже просто неинтересно, начинаешь ездить размеренно, спокойно.

– Я думаю, это достойная альтернатива дать выход адреналину, – считает Ринат Шарафиев. – А главное – она не подвергает опасности других участников движения на городских дорогах.

Хроника пьяных аварий за последний месяц  

12 августа, Северск

На пересечении улиц Ленина и Солнечной 22-летний водитель Toyota Cresta не справился с управлением, выехал на левую обочину и врезался в дерево. Он и его ровесник-пассажир погибли на месте. Водительский стаж молодого человека – один год.

25 августа, Томск

На ул. Бердской экипаж ОВО начал преследование ВАЗ-2107. Грубо нарушая правила, «Жигули» проезжали все перекрестки на красный. На пересечении с пер. 1905 года водитель на большой скорости не вписался в поворот и врезался в киоск, сбив при этом трех человек, сидящих на скамейке. 24-летний мужчина скончался на месте, еще один с тяжелыми травмами доставлен в больницу.

27 августа. Поселок Черная Речка

Автомобиль Toyota Probox ехал по полевой дороге, на металлическом багажнике на крыше сидели подростки 15 и 17 лет. Поворачивая, 18-летний водитель не справился с управлением и съехал в кювет. Пассажиры не удержались и упали перед машиной, которая продолжила движение. От полученных травм 17-летний парень погиб. Водительский стаж молодого человека, управлявшего автомобилем, – два месяца.

30 августа. Томск

Toyota Avensis врезалась в ограждение часовни Иверской Божьей Матери на пл. Ленина. Водитель не справился с управлением, пытаясь скрыться от ГИБДД. После аварии он и пассажиры попробовали убежать, но были задержаны. За рулем находился 18-летний молодой человек без права управлять транспортным средством. Сотрудникам полиции он пояснил, что без спроса взял ключи от машины у отца. От прохождения освидетельствования на степень опьянения отказался.

4 сентября. Стрежевой

25-летний водитель Vortex Tingo сбил мужчину и женщину. От полученных травм 52-летний пешеход скончался на месте, его 49-летняя спутница с тяжелыми травмами госпитализирована. Виновник с места аварии скрылся, но через 10 минут был задержан сотрудниками ГИБДД. От прохождения освидетельствования отказался.

4 сентября. Томск

На пр. Комсомольском водитель автомобиля «Тойота» не справился с управлением и врезался во встречный ВАЗ-2106. Мужчина, находившийся за рулем «Жигулей», погиб. Кроме того, пострадали два пассажира «Тойоты». Водитель иномарки от освидетельствования отказался.

6 сентября. Автодорога Поросино – Зоркальцево

23-летний нетрезвый водитель Nissan не справился с управлением, автомобиль съехал в кювет, несколько раз перевернулся и загорелся. 22-летний пассажир от полученных травм скончался.

11 сентября. Автодорога Белый Яр – Катайга

В кювете, заполненном водой, был найден УАЗ-33301, в салоне которого находились тела двух людей. Судя по их положению, они даже не пытались выбраться из машины. В «уазике» нашли недопитые бутылки со спиртным.

12 сентября. Томск

На Иркутском тракте 18-летний нетрезвый водитель Toyota Corolla врезался в столб ЛЭП. С тяжелыми травмами он был доставлен в больницу, но через несколько часов скончался; его ровесник-пассажир погиб на месте. Водительских прав молодой человек не имел. Ключи от автомобиля без разрешения взял у отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =