-Ну надо же, прямо мои тетки с работы! Даже манера общения похожа. Молодцы какие, все типажи схватили, – восхищенным шепотом поделилась девушка в зале со своей спутницей. Шла пятнадцатая минута действия на сцене.

Дело было на спектакле народного театра Дома ученых «Женский день» по пьесе Татьяны Ворониной. История смешная до слез и одновременно трогательная. В крошечном гарнизонном городке, где происходит действие, нет ни Дома культуры, ни кинотеатра, ни театра. Одно развлечение – баня. И один день в неделю она женская. Это вам, конечно, не «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню». Но история тоже завертелась довольно лихая. Во время очередного «женского дня» вдруг выяснилось, что едва ли не все дамы этой банной компании влюблены в одного и того же мужчину. А жена ушлого ловеласа – вот она, вместе с ними каждую неделю банные процедуры принимает.

И тут тако-о-о-ое началось! Никому не надо рассказывать, во что превращается женская дружба, когда на горизонте возникает один на всех мужчина. По ходу выяснения отношений проявляется характер каждой героини. Сначала – амбиции, манера держать себя… Но потом всплывают истинные мотивы поведения героинь. Оказывается, что не такие уж они и плохие… И у каждой есть своя история: трагическая, трепетная, душевная… Одним словом, женская.

На минувшей неделе комедией «Женский день» коллектив закрыл творческий сезон. Между прочим, юбилейный, семидесятый по счету. А это уже завидное для любительского коллектива долголетие.

– Просто здесь подобралась добрая компания хороших людей. Вот и весь секрет долголетия, – с улыбкой озвучивает свою версию Андрей Самусев, режиссер-постановщик народного театра Дома ученых и почетный кинематографист России.

…И гастроли в Москву

История этого славного коллектива началась в декабре 1947 года. За благородное, но непростое дело – создать с нуля драматический кружок – взялся художник и киномеханик Дома ученых Виктор Шварцкопф. Ему подставил плечо директор учреждения Николай Пойзнер. Вместе они собрали компанию тех, кто к театральному искусству неравнодушен. Сделали это, надо сказать, без особых проблем. На предложение с удовольствием откликнулись преподаватели и сотрудники разных томских вузов.

И творческая жизнь закипела. Что было оценено – в 1964 году коллектив получил звание «народный». Являясь лауреатом фестивалей всесоюзного и всероссийского уровня, театр во все времена участвовал в жизни города. На протяжении многих лет он был постоянным участником и победителем областных фестивалей «Северное сияние» и «Театральная весна».

Уникальность данного коллектива еще и в том, что, несмотря на финансовые трудности и смену руководителей, он ни на один день не прекращал свою деятельность. Даже в периоды, когда уходил прежний режиссер, а новый на смену еще не пришел, труппа все равно регулярно собиралась. Чтобы обсудить дела, пообщаться, порепетировать самостоятельно.

25 актеров-любителей в сегодняшнем составе труппы.

Больше 100 спектаклей выпустил народный театр Дома ученых за 70 лет.

В разное время народным театром руководили разные актеры, режиссеры. Все как один – настоящие мастера своего дела, много сделавшие для томской культуры. Среди них – Михаил Юфа, Константин Шахбазиди, Валентин Ящиковский, Аркадий Хлебников, Софья Сапожникова, Ольга Мальцева, Марина Дюсьметова. Нынешний режиссер-постановщик пришел в народный театр, когда его руководителем был Олег Афанасьев.

– В те времена попасть в труппу народного театра Дома ученых было не просто. И потому престижно. Собиралась целая комиссия из состава театра, перед которой нужно было представить свою программу. Всё как при поступлении в театральный вуз. Помню, что я читал отрывок из «Василия Теркина» – «Гармонь» и «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина». Хотел продемонстрировать разные способы актерского существования, – с улыбкой вспоминает Андрей Самусев.

Каждый новый руководитель привносил свою эстетическую концепцию. Станислав Петров, например, делал постановки на стыке музыкального и драматического театра. Он, по признанию артистов, научил их понимать жанр шоу. И вообще активно задействовал труппу в программах Дома ученых. Олег Афанасьев признавался, что здесь ему удавалось решать творческие задачи, за которые он не взялся бы на профессиональной сцене. Хитом народного театра на все времена стал «Декамерон», поставленный им в 1986 году. Это был революционный для той эпохи спектакль, где прозвучали запретные темы – религии, интимных отношений между мужчиной и женщиной, рок-н-ролла. С этой постановкой народный театр ездил в полном составе на гастроли в Москву и Новосибирск.

Такая сила притяжения…

Но что оставалось неизменным на протяжении всех лет, так это искренние отношения актеров-любителей к своему делу.

– Сегодня немалую часть коллектива составляют те, кто уже несколько десятков лет как прикипел к театру, – рассказывает Андрей Самусев. – Есть те, кто ходит в народный театр целыми семьями. У нас уже играют дети и внуки некоторых актеров. Такой совместный творческий досуг объединяет и сплачивает людей. Во всех этих семьях царят замечательные отношения.

Одна из них – династия Буркиных. Это Маргарита Буркина, которая по совместительству еще и руководитель студенческого театра «Ковчег». Ее брат Любомир с супругой Натальей. Их дочери играли в народном театре. Сегодня на его сцену в спектакле «Генералы в юбках» выходит старшая внучка.

– Дом ученых обладает мощной силой притяжения. Причем настраивает людей на интеллектуальное и интеллигентное общение, – убеждена Маргарита Буркина. – Наш театр стал сосредоточием таких людей. Мы все разные. У каждого своя жизнь, свой характер, привычки, взгляды. Каждый приносит в театр что-то свое. Но вот любопытно: если это что-то хорошее и интересное – принимается коллективом, дает ему новую краску, а если не очень хорошее – само собой сходит на нет.

…И не такой уж плохой этот Шариков

У народного театра и сегодня активная и плодотворная творческая жизнь. Сейчас в его репертуаре десять спектаклей, восемь из них – постановки Андрея Самусева.

Как и во все времена, коллектив тяготеет к классическому репертуарному театру. К постановке берется только качественная драматургия.

– У меня есть правило: занимать в спектаклях весь коллектив, чтобы никто из ребят не простаивал, – говорит руководитель театра. – При этом стараюсь не использовать актера в одном и том же амплуа, предлагаю разные роли. Чтобы им самим было интересно работать и развиваться. Еще одна особенность народного театра в том, что мы всё делаем сами. Большое спасибо руководству ТУСУРа, которое находит возможность выделять театру средства на постановочные расходы. Процесс производства спектакля – декорации, костюмы, свет, звук – на плечах артистов. Это рождает у них особенное отношение к постановкам.

О том, зачем преподавателям, врачам, предпринимателям и прочим взрослым занятым людям театр, если он – не их профессия, спрашивать излишне.

– Театр – отличный, качественный способ отдохнуть от своей основной деятельности. Плюс это отличное место для саморазвития и самосовершенствования. Мне кажется, это для любого человека важно, – рассказывает системный аналитик по профессии и артист в душе Сергей Баринов.

С коллективом Дома ученых он уже три года. Пришел сюда из студенческого театра.

– У меня были разные роли. Больше всего люблю играть в комедиях. Это вызов для самого себя: сможешь ли ты быть смешным на сцене. Ну и вообще театр должен говорить с человеком о хорошем. Чтобы он на спектак­лях отдыхал от проблем и забот, которых в повседневной жизни и так достаточно.

Сейчас Сергей пробует себя в режиссуре. Ставит «Собачье сердце» Булгакова. Подробности пока держит в секрете. Но интригует: после этого спектакля зрители, возможно, поменяют привычное мнение о Шарикове.

Премьера состоится в следующем творческом сезоне. А он не за горами.

 

ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ

Прекрасное место, приятная атмосфера, появляется желание возвращаться снова и снова.

Иришка

Все спектакли играются с таким энтузиазмом, что критика здесь неуместна. Можно искать недостатки, а можно радоваться, что такое раритетное явление, как народный театр, попросту до сих пор существует. Несмотря и вопреки.

Мария

Взявший свое начало более полувека назад как драматический кружок, со временем превратился в настоящий и, более того, народный театр. Талантливая труппа, новые постановки и режиссерские находки, вот что выделяет этот театр среди остальных.

Ksyu_Shik

Автор: Екатерина Журавлева
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 8 =