Насквозь вижу!

осн

Археологи ТГУ научились без раскопок определять места, наиболее перспективные для поиска артефактов

Терраса у реки равномерно покрыта травой, а по краям обрамлена березами. Так выглядит сейчас средневековый могильник Зеленый Яр. Рельеф – обычнейший для приполярного Ямала, между тем в этом месте когда-то были обнаружены мумифицированные останки мужчины-воина и четырех детей. Ценные находки наверняка будут и дальше, по­этому археологи, в том числе томские, возобновили масштабные работы на этом месте. Вопрос – где конкретно искать, ведь копать можно месяцами, а рельеф в данном случае никаких подсказок не дает. В минувшем году специалисты центра коллективного пользования «Артефакт» ТГУ впервые провели на Зеленом Яру разведку с помощью новейших геофизических методов, точно определив наиболее перспективные для дальнейших раскопок места. А также сделали 3D-сканирование погребения в момент его открытия – одними из первых в мире.

 Гуманитарные инновации

…Маленькая комнатка в подвале главного корпуса ТГУ, где базируется ЦКП «Артефакт», буквально завалена оборудованием. Правда, в боевой готовности только 3D-сканер и 3D-принтер, остальное – вроде лазерной роботизированной сканирующей системы или среднечастотного георадара – зачехлено и используется только в сезон непосредственно на месте раскопок. Общая стоимость оборудования – 13,5 млн рублей, и наличие такого набора – предмет зависти многих, в том числе европейских, археологов.

Зайцева– В прошлом году мы ездили на стажировку в Чехию, и, когда рассказали, какие у нас приборы, некоторые европейские исследователи говорили, что не могут себе позволить подобное, – рассказывает Ольга Зайцева, директор центра коллективного пользования междисциплинарных археологических исследований «Артефакт», кандидат исторических наук. – Дороговизна оборудования плюс отсутствие специалистов на стыке наук мешали широкому использованию геофизических методов в археологии. Мы и попытались решить эти проблемы. Руководство ТГУ нашу идею поддержало, и в 2012 году в рамках программы исследовательского университета, которая преду­сматривает и укрепление базы гуманитарных наук, оборудование закупили.

доп2

Глядеть вглубь

Изучать археологические памятники, не разрушая их, – такова была главная идея создателей «Артефакта». Ольга Зайцева объясняет:

– Вот есть чистое поле. Известно, что где-то тут находятся археологические объекты, но на поверхности ничего не видно (допустим, поле распахано). Тогда с помощью современных геофизических методов мы можем в буквальном смысле посмотреть сквозь землю и составить карту распространения археологических объектов. Тогда на раскопки затрачивается значительно меньше времени и средств. Так, сейчас мы заканчиваем обрабатывать данные, полученные летом на Зеленом Яру, и передаем их в Центр изучения Арктики.

На Зеленом Яру томские археологи не только попытались спрогнозировать наиболее продуктивные для изучения места, но и провели уникальное 3D-сканирование вскрытого могильника.

– Археологический памятник раскапывается один раз, поэтому наибольшей полнотой информации обладает исследователь, расчищающий и фиксирующий погребение, – говорит Ольга. – Но каким бы гениальным ни был исследователь, он всегда субъективен: что-то измерил, что-то нет, где-то исказил чертеж… А потом из-за неточностей при зарисовке объекта научное сообщество ведет споры. Мы хотели обеспечить максимальную сохранность информации, поэтому целый месяц фиксировали все стадии разбора погребений с помощью 3D-сканера. Это, конечно, сильно удлиняло процесс: приходилось на ходу решать массу технических сложностей, ведь опыта не было, привезти сканер на Ямал и использовать в археологии никто не додумывался…

Например, оказалось, что прибор стоимостью 2,5 млн рублей не работает на свету, так как создан для съемки рекламных роликов в затемненных студиях. Для сканирования в условиях полярного дня приходилось накрывать погребение тентом. Зато теперь любой человек может «побывать» в средневековом захоронении – ролик, смонтированный по результатам работы, создает полный эффект присутствия. Это важно для специалистов и очень интересно для любителей истории.

 Оцифровать и сохранить

– А это бронзовый всадник, найденный на Зеленом Яру, – Ольга дает 3D-очки и подводит меня к большому монитору.

– Ох, класс! – первая реакция.

Трехмерная модель отсканированного средневекового украшения настолько реалистична, что видны мельчайшие детали: сколы на внутренней стороне, особенности окраски, образовавшейся в результате окисления бронзы… Эти модели можно распечатать на 3D-принтерах всех видов: на основе порошка, пластика или бумаги. Вдруг понимаю, чего так не хватает томским, да и вообще российским, музеям: вот этой живости, наглядности, реалистичности. На стендах – либо двухмерные фотографии, либо запрятанный под стекло артефакт, который мешают рассмотреть блики. А большей части этого богатства мы вообще не видим: на экспозициях ввиду отсутствия места представлена только тысячная часть музейных фондов…

– Сайты, реализованные как виртуальные 3D-музеи артефактов, имеют несколько уровней, – рассказывает Ольга Зайцева. – Обычные пользователи, которые, скажем, интересуются наследием майя, могут рассмотреть реалистичные изображения предметов их культуры. Специалисты могут работать с файлами в большом формате: приближать предметы, удалять, измерять, делать разрезы… В России пока нет ни одного такого музея, хотя нам есть что предъявить внешнему миру. Сейчас совместно с музеем Салехарда хотим оцифровать 150 экспонатов, для чего подали заявку на грант (такая работа стоит около 1 млн рублей). Надеемся, у нас получится сделать первый в России 3D-музей.

 Для определения перспективных мест для раскопок археологи используют современное оборудование, например, георадар. Для фиксации находок – 3D принтер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 8 =