Наталья Баранова: О сомнительной ценности паркура

Наталья Баранова, лыжница, олимпийская чемпионка:

Наталья Баранова

– Областная федерация экстремального спорта с октября по декабрь проводит в томских школах эксперимент: трейсеры в рамках проекта «Физкультура 2.0» обучают школьников элементам паркура. Уроки заявлены почти в десяти образовательных учреждениях.

Насторожил ряд моментов. Во-первых, само начинание, да еще при поддержке управления по делам молодежи, физической культуре и спорту. Зачем проводить такие уроки?

Чтобы заниматься экстримом, ребенок должен быть физически развитым. Как тренер, руководитель Центра олимпийской подготовки по лыжным гонкам, я знаю слабое место нынешнего подрастающего поколения: в ряде школ уроки физкультуры проводятся только для галочки или вообще на бумаге. В итоге многим детям в тягость даже пробежаться, не говоря уже о том, чтобы подтянуться, отжаться.

Второй фактор, который в эксперименте настораживает: неприспособленная городская среда. На занятия организаторы обещают привозить мобильный паркур-парк, уверяя, что это обеспечит безопасность учащихся. А что будет после урока? Томск местами, конечно, напоминает полосу препятствий, но пока не до такой степени, чтобы учиться ее преодолевать, прыгая через голову.

Навыки паркура считаю опасными по ряду причин: дети по своей природе не осознают, что рискуют, к тому же они чересчур любопытны и, желая применить полученные на уроке знания на практике, могут выбрать площадку с риском для жизни. Таких в городских джунглях – море: недострой, полуразрушенные и сгоревшие здания (к примеру, ребятня без труда проникает в рассыпающийся корпус училища связи).

В общем, популяризация паркура – лишний соблазн, чреватый вполне реальными травмами.

С кого в этом случае спрашивать? Нетрудно спрогнозировать ответ: мамы и папы сами виноваты в том, что не научили детей быть внимательными и осторожными. Как родитель (старшей дочке 11 лет), я бы попросила моих детей экстриму не учить. У кого есть желание, посовещавшись дома с родителями, сами придут в секцию.

Убеждена, что меня поддержат многие: любой здравомыслящий взрослый скажет спасибо за полноценные классические уроки физкультуры, где школьников обучат элементарным спортивным навыкам, сориентируют в выборе спортивных направлений. Детям это намного нужнее.

 

2 мысли о “Наталья Баранова: О сомнительной ценности паркура”

  1. Федерация экстремальных видов спорта Томской области:

    Ваши комментарии выражают только опасения. Не зная, как в реальности проходят занятия, вряд ли можно объективно судить о происходящем.

    Почему вас насторожила наша инициатива, наше начинание? Что плохого в том, что мы пытаемся сделать что-то хорошее для общества? Разве у нас нет проблем с ослабленным здоровьем детей, их сидячим образом жизни, подверженностью пагубным привычкам и большой энергией которую порой они направляют не туда куда нужно?

    Чтобы заинтересовать ребенка спортом, одних уроков физической культуры не всегда достаточно. Полноценные уроки физической культуры уходят в прошлое, из занятий убирают «опасные» элементы гимнастики, делают все, лишь бы пронесло и не было никакой ответственности за происшествия (речь идет не о всех школах, но такая тенденция имеет место быть). Такими темпами мы скоро дойдем до общества, где будут подавать в суд, за то, что человек обжегся кофе, не подозревая, что его подают горячим.

    Навыки паркура не могут быть опасными ни в коем случае. Они помогут уберечься от травм при падениях и приземлениях, или могут сделать человека способным оказать помощь в нестандартной ситуации. Опасность может представлять переоценка своих возможностей и отсутствие должной подготовки.

    Мы представляем «Федерацию экстремальных видов спорта Томской области», но, тем не менее, паркур — не является экстремальной дисциплиной. Паркур — это смесь таких дисциплин, как легкая атлетика, гимнастика, скалолазание и акробатика. Насколько известно, общество не считает выше указанные спортивные дисциплины — экстремальными. Суть паркура именно в перемещении, даже умелый прыжок через большую лужу уже можно назвать паркуром. Сложность же растет пропорционально уровню.

    Все привыкли к обманчивому образу, созданному недобросовестными журналистами. Паркур в сознании рядового гражданина — это фантастические прыжки-сальто глупых подростков, не знающих чем полезным себя можно занять и обязательно с печальным финалом. От того, что мы не будем заявлять о себе, рассказывать, что такое паркур, объяснять опасность выполнения элементов при отсутствии подготовки, ситуация будет еще хуже. Кроме того, нас должны идентифицировать, чтобы любой случай травматизма связанный с высотой, перемещением на недостроенных объектах не спешили именовать «паркуром».

    Что касается строек и гаражей. Разве дети не лазают по стройкам и гаражам? Или на это их побуждает лишь слово «паркур»? Познавание мира через движение — естественно для детей. Тем более, очень часто можно услышать от «знатоков», что «мы раньше просто лазали по гаражам, а теперь это называют – паркур». Порой это говорят уже взрослые люди, что ясно дает понять, где и как они проводили свое детство.

    На каждом занятии мы объясняем, как строится тренировка, с чего она начинается, что следует делать, а что — нет. Говорим о важности физической подготовки, да и ребята сами понимают это, когда ощущают, что не могут выполнить то или иное задание. Попробовав на себе и увидев, что под вершиной айсберга, лежит большая подготовительная работа, ребенок задумается, в отличии от ситуации, если бы он просто увидел яркий видео ролик или какое-то выступление. Кроме того, наши занятия являются доступными и понятными, ведь мы постарались привести их к привычным требованиям.

    Занятия не являются обязательными, на них приходят только те, кто желает прийти, насильно никто никого не заставляет. Детей только оповещают. Если кто-то против того, чтобы их дети приходили на занятие это их сугубо личное дело. Если кто-то захочет продолжить занятия мы с радостью его примем, тем более, что они уже будут знать, что есть люди которые их могут научить.

    Мы не пытаемся заменить обычные уроки, уроками паркура, а хотим показать, что система преподавания физической культуры в образовательных учреждениях находится не в лучшем состоянии.
    В любом случае, чтобы не думали о нашем проекте, внимание к системе образования мы привлекли.

  2. Ваша биография не оставляет сомнений в том, что дисциплину паркура вы никогда не поймете, просто вернитесь ровно на 10 лет назад и вспомните как именно вы видели дорогу к успеху, Наталья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *