Компетентно ответить на этот вопрос по силам ведущему инженеру Института химии нефти СО РАН Анне Ильиной. По ее собственному признанию, она долгое время и не предполагала, что занимается популяризацией науки, которая в последнее время становится общемировым трендом. Только за последние три года при поддержке Анны и ее команды было подготовлено свыше 2 тыс. человек, желающих заниматься научной деятельностью.

Боксерские перчатки за аплодисменты

– В это направление я попала через международный проект Science Slam (научная битва), который впервые был реализован в Германии, – поясняет Анна. – В 2013 году в Томск приехал никому не известный проект и пригласили поучаствовать в нем студентов, аспирантов, молодых ученых, которые могли бы рассказать о своем научном исследовании коротко, ярко, интересно, доступно, увлекательно. Выступать можно было в любом формате – петь, танцевать, играть. И я, как очень творческий человек, занимающийся в то время наукой, заинтересовалась проектом, подала заявку, но не прошла.

Оптимистка по натуре, девушка не стала унывать, а решила более подробно познакомиться с новшеством, на следующий год вновь подала заявку и стала участницей проекта. А потом ее пригласили в команду организаторов. В связи с тем что проект немецкий и в далекую Сибирь часто не наездишься, его разработчики передали свое детище в руки инициативной Анны Ильиной.

– Я очень рада, что сейчас являюсь куратором «Science Slam Томск», вместе с коллегами уже сама набираю молодых ученых и помогаю им доступно и интересно рассказывать об их исследованиях перед широкой аудиторией, которая бывает очень далека от науки, – поясняет Анна. – Для слэма набирается шесть участников, которые выступают не командой, а индивидуально. Каждый из них является представителем какого-либо научного направления и за 10 минут должен со сцены рассказать зажигательно, ярко и при этом просто о своей научной работе. Победителя выбирают сами зрители, причем неважно, имеют они отношение к науке или нет. Своими аплодисментами, которые замеряет шумомер, они голосуют за то или иное выступление. Именно поэтому мероприятие называется «битва», а в качестве главного приза участники получают не гранты, не деньги, а боксерские перчатки и признание зрителей. А еще возможность выступать в других научно-популярных проектах.

Так все-таки пить или не пить?

Сама Анна тоже успела побывать в роли слэмера. В 2014 году, когда в Томске проходил второй Science Slam, она представила непосвященной публике рассказ об определении в воде микропримесей органических соединений.

– Мы с моим научным руководителем разработали систему, которая позволяла определить в ней даже минимальное количество нефтепродуктов, – поясняет Анна. – В первую очередь я обратила внимание зрителей на название, которое звучало так: «Пить или не пить?». Заинтересовав такой постановкой вопроса, дальше все было уже наглядно показано в презентации с постоянным обращением к зрителям.

В свое время ее поразили выступления двух международных участников Science Slam. Одно касалось поведения цикады вьюнковой. Все повадки, которые присущи этому насекомому, спикер продемонстрировала сама и с помощью своего помощника. По воспоминаниям Анны, это было «забавно и даже прикольно», потому что повадки цикады, которые исследовательница смогла детально изучить, были во многом схожи с человеческим поведением.

Запомнилось и еще одно выступление – медика Йоханеса фон Борстеля, который показывал под музыку и на себе сокращение сердечных мышц в процессе реанимации. Все это было очень живо и эффектно. К слову, после своего эмоционального выступления молодой исследователь выпустил книгу «Тук-тук, сердце», которая была переведена и на русский язык.

СПРАВКА «ТН»

  • Science Slam – это международный проект популяризации науки, это научная битва ученых, на которой они презентуют свои исследования в ходе увлекательного стендап-шоу в неформальной обстановке.
  • У каждого слэмера есть только 10 минут, чтобы доходчиво, интересно и остроумно рассказать о своих научных достижениях: «Разрешено всё, кроме заумных терминов!».
  • Первый научный слэм в Томске состоялся в 2013 году в рамках форума INNOVUS.

Изюминки и перчинки для презентаций

Позже в рамках Science Slam родился еще один проект – «Школа нескучного доклада», который в этом году победил в конкурсе президентских грантов с внушительной суммой в размере около 2,5 млн рублей. Проект направлен на улучшение качества публичных выступлений, создание эффектных и эффективных выступлений для студентов и молодых ученых.

Сегодня в команду организаторов ШНД входят начинающие исследователи Томска, финалисты проекта популяризации науки «Science Slam Томск». Изучив лучший мировой опыт презентаций, испытав все на себе, его создатели вывели идеальную формулу, которая поможет любой научной разработке стать понятной и интересной даже неспециалистам.

– Вообще фонд президентских грантов поддерживает огромное количество потрясающих проектов в разных областях, начиная от образования и заканчивая волонтерским движением, главное, чтобы все они были социальными, – отмечает Анна Ильина. – Мы очень рады, что получили возможность реализовать проект «Школа нескучного доклада» в пяти городах России – Томске, Новосибирске, Ханты-Мансийске, Иркутске и Казани.

Девушка поясняет, что такой выбор объясняется наличием в этих городах партнерских связей, где их ждут и всегда рады принять. Правда, планам на личное участие нынче не суждено было сбыться: из-за пандемии коронавируса два первых мероприятия организаторы вынужденно перенесли в онлайн-формат.

– Мы потратили огромное количество времени, продумывали, как лучше организовать выступления участников и получить обратную связь, ведь ничто не заменит живого общения, – подчеркивает руководитель проекта. – Но пока это будет виртуальный формат, который продолжит свою работу уже в августе.

В рамках «Школы нескучного доклада» ее автор вместе с единомышленниками разработала четырехчасовую программу-тренинг из двух ступеней.

– На первой ступени мы даем инструменты, с помощью которых можно сделать отличное публичное выступление, и, конечно, пробуем это сразу применить на практике, а на второй больше времени уделяем непосредственно презентациям молодых ученых на научных мероприятиях. Безусловно, обе ступени обучения полезны всем, кто связан с публичным выступлением, ведь порой ученые говорят так, что слушатели просто засыпают, хотя докладчики считают, что рассказывают интересно, – замечает Анна Ильина.

Чтобы не допустить подобного конфуза, тренеры «Школы нескучного доклада» порой придумывают такие перчинки и изюминки, которые серьезным исследователям вряд ли могли прийти когда-нибудь в голову.

– Предлагая помощь молодым ученым, мы даем им какие-то фишки, советуем воспользоваться дополнительными ресурсами при подготовке к выступлению. И это стало очень востребовано, причем не только в среде ученых, сегодня к нам на тренинги приходят учителя, предприниматели, которые хотят доступно и интересно рассказать о своем уроке или бизнесе, – отмечает руководитель ШНД. – Многие наши слушатели после участия в слэме не раз признавались в том, что у них в голове как будто что-то щелкнуло, и они начинали лучше понимать то, чем на самом деле занимаются. У меня было два случая, когда люди уходили из науки, потому что при подготовке к слэму они поняли, что им не нравится их занятие. Мы называем это профессиональной ломкой, ведь поначалу люди не понимают, что им предстоит сделать, потом приходит осознание, кто-то даже пугается, а далее наступает этап смирения и само выступление.

Из слэмеров – в кураторы

Сейчас Анна Ильина является руководителем «Школы нескучного доклада», а с 2017 года куратором проекта «Science Slam Томск». В научном Томске проведено более 40 мероприятий по популяризации науки, свыше 2 тыс. человек прошли обучение, из них около 500 – школьники. Среди участников проектов не только молодые ученые, но и начинающие предприниматели, сотрудники госструктур, представители департаментов администрации Томской области. В этом году на конкурс Фонда президентских грантов поступило свыше 9 тыс. проектов, но поддержку получили только 2 017 организаций из всех 85 регионов страны. Томская область победила в 20 проектах, четыре из которых представлены в номинации «Поддержка проектов в области науки, образования». В этом, бесспорно, есть и личная заслуга Анны Ильиной – ее напор, активность, стремление популяризировать науку с самого юного возраста помогают в этом виде деятельности. Сама девушка считает, что идет верным курсом по выбранному пути, сумев из слэмера дорасти до куратора проекта. Главное, что она делает все с интересом и увлечением.

ДОСЬЕ

  • Анна Ильина, 34 года.
  • Образование: Томский политехнический университет.
  • Должность: ведущий инженер Института химии нефти СО РАН.
  • Достижения: обладатель гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.
  • Хобби: участие в спектаклях Малого академического театрика, созданного Домом ученых Академгородка.

Автор: Татьяна Абрамова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 13 = 22