IMG_8894

Как обуздать начисления за электроэнергию на общедомовые нужды

В последнее время проблема ОДН перестала быть темой номер один. Однако в отдельных домах она еще существует, хотя способы ее решения уже известны и дали блестящие результаты. Как собственники жилья могут снизить плату за ОДН, читателям «Томских новостей» рассказывает начальник управления по работе с населением ПАО «Томскэнергосбыт» Алексей Смирнягин.

Двенадцатипроцентный эффект

– Алексей Борисович, в последнее время ситуация с ОДН стала лучше или люди привыкли?

– Люди наконец разобрались, поменялось их отношение к проблеме. А в результате и ситуация стала значительно лучше. Многие жильцы поняли, что именно они являются собственниками и никто их проблемы за них не решит.

Кроме того, созданные при администрациях муниципалитетов рабочие группы провели большую работу по наведению порядка в домах. Они инспектировали дома с большим расходом электроэнергии на ОДН, выявляли причины, принимали соответствующие меры.

В результате средний уровень ОДН по Томску снизился с 30 до 18% от общего потребления дома. Сейчас уже нет таких домов, где за ОДН людям приходили бы начисления в несколько раза больше, чем за индивидуальное потребление электроэнергии в квартирах.

Однако дома, где ОДН зашкаливают, встречаются. Чаще всего это малоэтажный жилой фонд по 5–12 квартир. Там, как правило, в 3–4 квартирах живут люди, которые хотят навести порядок. Но они ничего сделать не могут, так как в остальных квартирах живут те, кому ничего не надо. Эти асоциальные жильцы зачастую имеют задолженности за электроэнергию и другие коммунальные ресурсы. Пока в доме нет единства, никакого порядка не будет.

– По каким причинам могут быть большие начисления за электроэнергию на ОДН?

– Первая причина: собственники несвоевременно и не в полном объеме передают показания своих счетчиков. Если показаний нет, то начисления производятся расчетными способами, они лишь приблизительно отражают реальность. Конечно, потом происходят корректировки в соответствии с реальным потреблением, но до этого начисление за ОДН получается больше. Чтобы плата за электроэнергию на ОДН начислялась корректно, необходимо ежемесячно в один и тот же день снимать показания счетчиков во всех квартирах и передавать их в «Томскэнергосбыт».

– Разве можно заставить всех жителей дома в один день снимать и передавать показания?

– Если они этого не хотят, то заставить невозможно. Но, если потребители настроены решить проблему ОДН, они могут организовать единовременное снятие и передачу показаний с помощью старшего по дому или старших по подъезду. Во многих домах показания снимает и передает представитель управляющей компании или ТСЖ.

Старший по дому, то есть доверенный представитель собственников, нужен не только для того чтобы решать проблему с начислениями платы за электроэнергию на ОДН, но и чтобы навести порядок во всех сферах коммунального хозяйства дома – от потребления ресурсов до взаимоотношений с управляющей компанией.

– Как и когда лучше передавать показания?

– Оптимальный срок – с 25-го по 28-е число каждого месяца. Но мы ведем прием до последнего дня месяца.

Проще всего передать показания в контакт-центр, позвонив по единому номеру 48-47-87. Можно послать SMS-сообщение по номеру +7-913-846-38-04 или передать данные через личный кабинет на нашем официальном сайте http://www.ensb.tomsk.ru. Разумеется, показания примут в любом офисе или мобильной кассе ПАО «Томск энергосбыт».

Прогресс против разгильдяйства

– Даже самая хорошая организация процесса сильно зависит от человеческого фактора. Старший по дому не снял или не передал показания вовремя – и все, начисления придется производить по средним показаниям и начисления за ОДН не будут соответствовать реальности.

– Именно поэтому самым надежным и удобным способом решения проблемы является автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Все приборы учета дома заведены в единую систему, и снятие показаний происходит в автоматическом режиме. В определенный день показания одномоментно снимаются со всех приборов учета и напрямую попадают в расчетную программу, минуя человеческий фактор.

– Сколько в Томске домов, оснащенных такой системой?

– В Томске 1 770 малоквартирных жилых домов, в 640 из них установлена система АСКУЭ. Это 36%. ОДН в этих домах составляют не более 1% от общего потребления.

– Первый такой эксперимент в Томске провел «Томскэнергосбыт»?

– Да, в 2010 году, в самый разгар страстей вокруг ОДН, мы установили АСКУЭ в пятиэтажном доме по ул. Интернационалистов, 24. До этого ежемесячное потребление электроэнергии на ОДН колебалось в нем в диапазоне от 7,5 до 39,9% от общего потребления дома. В среднем на ОДН расходовалось 3 167 кВт•ч – 19% от общедомового потребления. После установки АСКУЭ расход на ОДН в среднем составил 1 223 кВт•ч – 8,14% от общедомового потребления. Таким образом, ОДН снизились на 1 944 кВт•ч (на 61%).

Еще больший эффект достигается в деревянных домах на 5–12 квартир. Например, в доме по ул. Никитина, 1а, среднее потребление электроэнергии на ОДН после установки АСКУЭ снизилось со 127 до 13 кВт•ч – на 90%. Жители дома по пер. Тихому, 25, после установки автоматической системы стали платить за ОДН на 91% меньше.

Большие проблемы маленьких домов

– Почему в малоквартирных домах эффект от внедрения автоматики выше, чем в больших многоквартирных?

– Потому что изначально там ситуация намного хуже. Кроме хаотичной передачи показаний причиной больших начислений за ОДН является банальное воровство электроэнергии. То есть подключения помимо счетчика. В малоквартирном жилом фонде таких подключений значительно больше. Зачастую там нет центрального отопления, и многие жители, экономя на дровах, обогревают квартиры с помощью электроэнергии. При этом недобросовестные потребители включают отопительные приборы в обход счетчика. А чаще – просто убирают счетчик, потребляют очень много электроэнергии, а платят за нее по нормативу. Соответственно, объем электроэнергии, потраченный ими сверх норматива, включается в начисления за ОДН и распределяется между всеми квартирами.

– А при чем тут автоматика?

– Установка АСКУЭ – это целый комплекс мероприятий. Сначала проводится обследование состояния системы энергоснабжения дома. Затем устраняются незаконные подключения, на все квартиры устанавливаются счетчики, меняются пришедшие в негодность электропроводка и щитовые (как правило, полностью). В больших домах зачастую надо менять устаревшее электрооборудование. Например, огромные и энергоемкие насосы, которые качают воду на верхний этаж. Замена таких насосов на современные может снизить потребление ОДН в разы.

В итоге получается такая система, когда подключиться помимо счетчика в принципе невозможно. Все приборы учета вынесены в подъезд и закрыты в общем антивандальном ящике. Кстати, это одна из причин того, почему недобросовестные потребители боятся устанавливать в доме автоматику.

Эти мероприятия довольно затратны. Но покрыть расходы на капитальный ремонт системы электроснабжения можно за счет средств, собранных домом по строке «капремонт». В этом случае дополнительно нужно будет заплатить только за установку приборов учета.

– Больше всего начислениями за ОДН возмущались жители домов на 2–4 квартиры. Там каждая квартира имеет собственный вход, нет мест общего пользования и, соответственно, общих лампочек, что заставляло жителей недоумевать, откуда у них вообще берется ОДН. Эта проблема как-то решается?

– Да, для этой группы домов есть свое техническое решение. Мест общего пользования у них зачастую действительно нет, а вот общие электросети имеются. Причем, как правило, ветхие, с большими потерями электроэнергии. Не говоря о том, что там легко подключиться в обход своего счетчика. Отсюда и ОДН.

По решению Седьмого апелляционного суда такие дома являются многоквартирными, имеют общие сети, поэтому начисления за электроэнергию должны производиться там по общедомовым приборам учета.

Но выход есть: сделать отдельный ввод кабеля в каждую из квартир. Тогда не будет общедомовых сетей и, следовательно, ОДН.

Проблема с ОДН была в нескольких тысячах подобных домов. Большинство ее уже решило. На сегодня проблемных домов осталось всего около 400.

– Куда обращаться жителям, если они решили установить в своем доме автоматику?

– Им нужно позвонить в наш контакт-центр по телефону 48-47-87. Пока будет решаться вопрос по установке АСКУЭ или возможности провести капитальный ремонт системы электроснабжения, необходимо организовать правильный учет потребления электроэнергии и передачу показаний либо силами самих собственников, либо с помощью УК или ТСЖ. Это сразу же даст заметные результаты.

TNews837_12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + = 20