Не в плавках сила

Участники разговора:
СемкеАркадий Семке,
замдиректора НИИ психического здоровья, д.м.н., профессор

 

 

 

Неплохов2Евгений Неплохов,
врач-уролог Областного перинатального центра, к.м.н.

 

 

 

СпиринВадим Спирин,
дерматовенеролог, андролог Центра женского здоровья

 

 

КалинкинДмитрий Калинкин,
главный врач МО «Здоровье», уролог, к.м.н.

 

 

 

Андрология – терра инкогнита?

– Если девочек и девушек в семье и школе более или менее системно знакомят с особенностями их физиологии и готовят к роли матери и жены, то мальчики и юноши почти поголовно подготовки к роли мужей и отцов лишены. Вернее, основным источником информации «об этом» становятся «знающие люди» с пещерными мифологемами и сомнительным сексуальным опытом. Можно ли победить ложный стереотип, что творцом данное мужское достоинство может быть бесконечно здоровым, а также доказать, что причинное место может быть местом заболеваний, способных запросто искалечить судьбу?

Дмитрий Калинкин:

– Да, действительно, отсутствие полноценной просветительской и профилактической работы врачей с мальчиками сказывается, и серьезно. Эти провалы высвечиваются не сразу, а позднее, когда мы начинаем работать с 25–30-летними мужчинами и выявляем заболевания, появившиеся у них как следствие этих организационных недоработок. Из потенциальной угрозы заболевания стали реальной проблемой, а ведь можно было легко вылечить их еще в детстве.

Вадим Спирин:

– Сегодня определенная схема работы с мальчиками все-таки есть, но, к сожалению, она плохо продумана и, по большому счету, условна. На первом этапе очень важна работа педиатров и участие родителей. Но не все родители на это обращают внимание по ряду причин, а педиатры эти функции не считают приоритетными, думая, что кто-то обратит внимание на детородные органы в призывном возрасте, когда юношей начнут обследовать в военкомате. Вот так в большинстве случаев все кивают друг на друга – в поликлинике мальчика не смотрят, матери толком ничего не знают, отцы, как правило, ничего сыновьям не рассказывают, а в военкомате все происходит поверхностно: осматривали? – Да. – Штаны снимали? – Снимали. – Трогали? – Нет. Вот и вся забота. А ведь мочеполовая сфера не просто одна из важнейших, она – из самых сложнейших и не до конца изученных систем в организме мужчины. Потому, если не повезло с педиатром, то не следует ждать, что природа все якобы сама сделает.

Чтобы придать процессу должный организационный уровень, нужно обязательно ввести карту (паспорт) мужского здоровья с рождения, начиная с резюме педиатра и детского уролога-андролога, и желательно, чтобы далее пациент всю свою жизнь наблюдался у одного специалиста. Вот тогда можно будет избежать многих проблем: от инфекций до простатита, а заодно избавиться от заблуждения, что могут быть только два состояния: здоровый мужчина и, если мужчина не здоров, импотент. Думаю, что для решения всех задач в этой сфере должна быть политика в виде государственной программы.

Дмитрий Калинкин:

– Подвижки за последние годы, конечно, есть – появилась специальность «детский уролог-андролог» и на кафедре урологии СибГМУ ведется их подготовка. А вот единая программа нужна, хотя бы для повышения элементарной грамотности, ведь специалистам ограниченное время приема приходится тратить на обучение азам. Чаще всего, когда приводят ребенка 4–5 лет к детскому урологу-андрологу, уже есть необходимость констатировать: вот так уже есть, а так должно быть – и что делать со всем этим, чтобы было как должно.

Евгений Неплохов:

– Лет 15–17 назад по инициа-тиве администрации и родительского комитета одной из гимназий Томска мы проводили медосмотр мальчиков-первоклассников. Посмотрели 22 ребенка, все росли в полноценных семьях, но не блистали здоровьем. Выяснилось, что у половины была та или иная патология полового развития. У двух семилетних мальчиков было неопущение яичек, а это гарантия полного бесплодия в будущем со всеми вытекающими последствиями. Им уже не помочь, но ведь это можно было предотвратить. Печально то, что такой уровень безграмотности у родителей, живущих в крупных городах. А что тогда происходит в небольших населенных пунк-тах?

Аркадий Семке:

– Проблема мне видится шире, и дело не только в физиологии. Я согласен с коллегами – все начинается с семьи. Но если обратиться к старой неоспоримой истине – в здоровом теле здоровый дух, то сколько угодно можно обследовать, оперировать, пытаясь снять проблему, кардинальных сдвигов не будет, пока мы не добьемся социальной гармонии. Можно получить физически крепких детей, но они будут лишены моральных устоев и ценностных ориентиров. Во времена перемен помимо возникновения прочих негативных моментов страдает и мужское самочувствие, ведь в мужчину исторически закладывалось, что все на нем: он и добытчик, и опора, и защитник. Когда же его социальная роль и статус резко снижаются, то заложенный с детства хороший потенциал здоровья неизбежно будет потерян. И если главным делом главы семьи становится исключительно зарабатывание средств к существованию, то на свои недуги он внимания не обращает и воспитанием детей ему заниматься некогда. Больное общество не может порождать здоровые поколения. Совершенно справедливо говорится о профилактике. Без нее не получить здоровой молодежи. Пока комплексного подхода к решению проблем нет, получаем пациентов нездоровых соматически и психически.

Синдром мачо

– Реальная жизнь показывает, что неутомимые и суперсексуальные герои есть только в книжках, типа творений Баркова. Подавляющее же большинство мужчин подвержены болезням и расстройствам мочеполовой сферы. Когда нужно начинать заботиться о своем здоровье?

Вадим Спирин:

– Мужчины, как правило, только тогда начинают что-то делать, когда у них уже появляются симптомы запущенных болезней – в нашем случае когда мужские силы явно покидают организм. Если женщина постоянно обследуется у гинеколога, то мужчина по определению в этой сфере должен быть здоров и говорить о мужской слабости абсолютно не принято. Сейчас по нашим наблюдениям и статистике фиксируется много случаев бесплодия. Трагедий бы не случилось, если бы пациент пришел вовремя. Для большинства мужчин психологически труден первый приход.

Дмитрий Калинкин:

– Если разбить жизнь мужчины на определенные периоды, то в каждом из них есть свои акценты в проблеме мужского здоровья. Так, работа с молодыми людьми (20–30 лет) требует прежде всего профилактического подхода, чтобы уберечь мужчину от проблем в будущем. Кроме того, в этом возрасте крайне важен контроль детородной функции, чтобы молодые мужчины, в семье у которых «не получаются» дети, могли получить своевременную и полноценную помощь.

Профилактический подход важен и в период зрелости (30–50 лет), когда мужчина, как правило, несет на себе большую социальную нагрузку (семья, работа) и далеко не всегда уделяет должное внимание своему здоровью. Задача уролога, во-первых, убедить мужчину, что необходимо 1–2 раза в год проходить обследование, а во-вторых, уметь организовать полноценное обследование в минимальный срок. Если говорить о мужчинах старших возрастных групп, то в этом случае основной акцент должен быть сделан на заболеваниях, связанных с возрастом: гиперплазии простаты, дефиците тестостерона.

Евгений Неплохов:

– Еще одна проблема – мужчины находятся под прессингом массовой рекламы. Вроде бы все, что рекламируется, по сути, не вредно при условии, что люди будут употреблять это строго по назначению и лечебной необходимости. Информация с телевизора зачастую недостоверна, но привлекательна, потому выглядит как панацея, и именно это формирует сознание. Сейчас все вроде нормально, но если что вдруг, то выпью чудесную таблетку – и я снова на коне. Но у производителя и потребителя разные цели.

В мае этого года три компании провели независимо друг от друга экспертизы чудесных БАДов 23 наименований, и выяснилось, что в их состав входят сильнодействующие современные препараты для лечения эректильной дисфункции. Причем в нерецептурных лекарствах содержание оказалось выше терапевтических доз. На Западе подобное не купишь без рецепта. Дело в том, что БАДы с такими дозами могут вызвать инфаркт, инсульт и стать причиной внезапной коронарной смерти. Да, реклама четко срабатывает на мужские страхи и предрассудки, но все же слепо ей верить категорически нельзя.

Воспроизводство под угрозой?

– Репродуктивное и сексуальное здоровье является важной составной частью физического и эмоционального состояния человека на протяжении всей жизни. Если раньше многие болезни считались возрастными, то в последнее время стремительно стали «молодеть». С чем это связано?

Вадим Спирин:

– Заболевания мочеполовой сферы тоже в тренде «омоложения» болезней. Одна из причин в том, что молодое поколение рано начинает интимную жизнь. Большинство инфекций, приводящих к сексуальным расстройствам, передаются половым путем в подростковом возрасте. Сексуальные связи у молодежи часто случаются под влиянием алкоголя и наркотиков. А дальше по нарастающей – расстройство, потеря интереса к сексу, физиологические патологии: если простатит раньше был типичен для мужчин старше 40–50, теперь для 20-летних становится нормой.

Дмитрий Калинкин:

– Раннее выявление мужских болезней связано в том числе и с повышением доступности медицинской помощи. Когда помощь была менее доступной, то, как правило, для обследования к врачу обращались мужчины старше 40, теперь же и 30-летние, и юноши. К тому же значительно улучшилось качество диагностики (лабораторной, инструментальной) и вырос уровень технологий. Думаю, что масштаб работ у уролога-андролога вырос на порядок по сравнению с тем, что было 20–30 лет назад.

Аркадий Семке:

– Темп жизни подстегивает молодых. Если раньше все было табуировано – до свадьбы нельзя, в пост запрещено, то сейчас многих традиционных тормозов и правил нет. Половая жизнь начинается рано, течет бурно и беспорядочно. Вся жизнь будто сжимается, и здоровье от этого не улучшается. Помимо мужчин, нуждающихся в помощи уролога-андролога, много молодых пациентов в кардио- и инсультном центрах. Во многом это связано с социальными неурядицами.

С голубого экрана навязываются стереотипы – ты должен быть орлом, богатым и удачливым, а в действительности – воробьишка-неудачник. Чувство зависти, неудовлетворенность собой, личные проблемы загоняются внутрь, накапливаются в критическую массу, становятся поводом для агрессии, которая сжигает человека изнутри. Для снятия стрессов применяются наиболее доступные средства – алкоголь, наркотики, воздействие которых часто приводит к противоправным шагам. Молодой человек пытается безуспешно биться и… опускает руки. Так психические проблемы порождают соматические и наоборот.

– Если случилось недомогание и беспокойство усиливается, то что следует делать?

Дмитрий Калинкин:

– При первичном обращении у пациентов чаще всего встречаются воспалительные процессы, инфекции, передающиеся половым путем, мужское бесплодие, эректильная дисфункция. Сроки лечения всегда индивидуальные, а вот диагностика примерно одинакова – если грамотно построить алгоритм исследования, то в течение одного дня уже можно поставить диагноз.
Ничего страшного в обращении к урологу для пациента нет. Конечно, бывают манипуляции (порой неприятные), но это не смертельно. Ну а терапевтическая роль врача – снять дискомфорт, разговорить, объяснить, что сейчас это лечится, да и путь к выздоровлению не всегда сложен. Опыт показывает, что улучшение порой дают даже элементарные вещи – отказ от алкоголя, острой пищи, курения.

Вадим Спирин:

– Когда наш центр открывался, а название все же специфическое – Центр женского здоровья, мужчин поначалу это отталкивало. Как он будет среди женщин сидеть? Засмеют! На приеме приходилось говорить об охоте, футболе, лишь бы не отпугнуть. Время прошло, привыкли. В больших городах это уже становится естественным. Надо пропагандировать здоровый образ жизни и стремление к хорошей физической форме, ведь к одному из сложных мужских заболеваний – простатиту приводит застой в органах малого таза.

Аркадий Семке:

– Стрессы опасны для всех одинаково, а вот реакция у мужчин и женщин на них разная. Женская психика пластична – поплакала и полегче стало. Мужская психика более ригидна, неэластична, ведь как мальчиков воспитывают: нельзя плакать, надо терпеть, быть сильным.

Мужчины обращаются к врачу в последнюю очередь оттого, что они согласны об этом говорить, только когда уже нет сил терпеть. Это может привести к болезням так называемой чикагской семерки – от язвы до ревматоидного артрита. На наш взгляд, причины этих заболеваний – нерешенные психологические ситуации. Не можется, не хочется – отсюда застой и непростые последствия. Главное – не запускать стрессовые ситуации, не купаться в них, а избавляться, находить пути преодоления.

Евгений Неплохов:

– Мы же ходим к стоматологу и детей постепенно приучаем. Так и в этой сфере нужно начинать с малого – важно отвести мальчика к детскому андрологу. Это раньше в каждой школе был оборудованный кабинет и врач, теперь забота на родителях. Но для них есть хорошие новости. Хочу порадовать мам, рожавших в перинатальном центре: всех мальчишек в первые сутки жизни осматривает уролог-андролог. Затем они наблюдаются в течение года, и все выявленные случаи, связанные с нарушением развития и заболеваниями половых органов, ликвидируются и профилактируются в отделении катамнеза. Оптимизма добавляет и то, что в последнее время отношение к своему продуктивному здоровью медленно, но верно меняется. Еще совсем недавно загнать мужчин на прием к андрологу было практически невозможно, потому что такой визит расценивался ими на уровне жизненного краха. Сейчас типичная картина – приходит пациент и заявляет, что хотел бы узнать о своем здоровье, сделать анализ спермы, узнать способности к деторождению, поскольку вступает в брак и думает о своем будущем потомстве. Периодическая диспансеризация, профилактические осмотры, ранние выявления и коррекция расстройств ситуацию изменили бы кардинально, но есть нерешенные организационные вопросы.

Я уже лет 25 на разных уровнях постоянно говорю – у нас четыре женские консультации, в каждой примерно по 20 врачей акушеров-гинекологов, оборудованные смотровые кабинеты. И ни одной мужской консультации, в которой бы оказывалась доврачебная, первичная, профилактическая помощь, включая реабилитацию! В других регионах ситуация выглядит иначе – в Екатеринбурге в каждом районе кабинет мужского здоровья. Там это сделано на энтузиазме медиков при активной поддержке властей. Недавно несколько областей вошли в пилотную программу по мужскому репродуктивному здоровью. Томск не попал. Мы бы с удовольствием включились в эту программу – у нас есть база, специалисты, наука. Пока не получилось. Сейчас идет разговор об увеличении числа городов в этом проекте, и, может, у нашей области появится шанс.

Дмитрий Калинкин:

– Доверие к врачам может изменить сложную жизненную ситуацию. Как-то в клинику с проблемой бесплодия обратилась пара. Объективные показатели были не в их пользу: шансов стать родителями у них было крайне мало. Однако, проведя комплексное обследование и лечение, в том числе и с привлечением вспомогательных репродуктивных технологий, добились результата – семья воспитывает девочку.

Евгений Неплохов:

– Достаточно давно, когда медикаментозный арсенал был небольшим – всего-то витамины А, Е и порошок сульфата цинка, к нам обратилась возрастная пара с мужским фактором бесплодия. Сделали инсеминацию донорской спермой. Беременность наступила сразу. Женщина выносила, родила и через год родила от своего мужа, а еще через год – третьего! Отпустила доминанта, потому что сила мужская все же в голове.

Кстати, в том случае, чтобы воспользоваться спермой, нужно было получить разрешение Минздрава, сейчас в Томске есть свой банк донорской спермы и здоровые носители качественной спермы. Они имеют немалые преференции в части тщательного ежегодного обследования и денежное вознаграждение – за 10 донаций 15 тыс. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − два =