Небо возможностей

Евгений Карташов сделал себе подарок к юбилею, став бронзовым призером чемпионата России

Чемпионат России, который прошел в Екатеринбурге, собрал десятки авиамоделистов. С этих состязаний Евгений Карташов, который 4 августа отметит 50-летие, вернулся с титулом бронзового призера. Два первых местах разыграли между собой чемпионы мира

Страсть к самолетам у Евгения Карташова с детства: в деталях помнит, как все начиналось, как он мечтал о летном деле, увы, так и не ставшем для него профессией. Порядка 30 лет Евгений работает на СХК, но небу остается верен: ведет кружок по авиамоделизму, сам создает кордовые модели самолетов, иногда представляя результат своего мастерства на соревнованиях. Последний титул он завоевал совсем недавно, став бронзовым призером чемпионата России.

Бумажная эскадрилья

– Лет в семь увидел по телевизору момент, который, как оказалось, круто повлиял на мою жизнь: самолет рванул ввысь, – вспоминает Евгений Карташов. – Я буквально впился взглядом в телеэкран – мне вдруг остро захотелось создать что-то подобное. Пулей помчался в комнату и попытался соорудить такой самолетик хотя бы из бумаги…

Конечно, Женя не сразу смог четко сформулировать, что хочет заниматься авиамоделизмом. Сначала, как и многим мальчишкам, ему просто нравились самолетики. Но, став третьеклассником, он принял решение – записался в авиакружок, где проводил все свободное время. Родители не раз пытались выдернуть сына из среды авиаторов-любителей, но безуспешно. Сколько с тех пор собрано самолетов, Евгений уже и не помнит, улыбается: «Не одна эскадрилья».

Небу верен

Женя, естественно, мечтал и сам летать над облаками – грезил профессией пилота, однако в институт гражданской авиации его не приняли – отвод дала медкомиссия. С разбитыми надеждами вернулся в Северск, начал учиться, подрабатывал помощником фрезеровщика на СХК. С комбинатом связана вся трудовая биография Карташова, здесь он работает и сейчас – уже в качестве инженера-исследователя. Но и о своем увлечении не забывает: авиамоделизм для него и отдушина, и профессиональный рост. К тому же работа на СХК, утверждает Евгений, очень органично сочетается с его хобби: и там, и там нужно решать сложные технические задачи, а ошибки недопустимы.

Педагогическое продолжение

У Евгения десятки единомышленников – в качестве общественной нагрузки Карташов ведет кружок по авиамоделизму. Под его руководством мальчишки штурмуют теорию, сообща осваивают практику.

– Авиамоделизм крайне сложное техническое направление, но парни к нему тяготеют, главное – их интерес к процессу сохранить, – говорит Евгений. – Особенность нынешнего поколения в том, что большинство ребят привыкли жить еще и в виртуальном мире, где есть кнопка «помощь», где, если игра не получается, можно в любой момент ее свернуть, при этом не чувствуя себя проигравшим. Это одна из причин, почему нынешние дети чаще пасуют перед трудностями, не пытаются их преодолеть, – делится наблюдениями Карташов. – Чтобы не отбить охоту к процессу познания, стараюсь донести до учеников, как приобретенные в кружке знания помогут им при изучении других предметов – алгебры, геометрии, черчения. Впрочем, когда ребенок видит, как его самолет взмывает в небо, он уже никогда реальный мир на виртуальный не поменяет.

Высший пилотаж

Сам Евгений Карташов занимается кордовыми моделями самолетов (называются так потому, что управляются посредством стальных нитей – корд). Эти модели должны обладать не только отличными летными качествами, но и один в один быть похожими на тот или иной легендарный самолет – и внешне, и, главное, по пропорциям. Чем меньше отклонений, тем больше шансов занять на соревнованиях призовое место.

Кордовые модели – одно из самых сложных направлений авиамоделизма, но Карташов усложнил себе задачу: принципиально не покупает готовые модели, делает все сам – чертит проект, просчитывает размер и вес каждой составляющей, вручную вытачивает детали и собирает экспонат. Это сложно и долго: на изготовление копии самолета Як-9, с которой Карташов ездил на последний российский чемпионат, у Евгения ушло три года.

– Но какое это удовольствие, когда твой самолет – уменьшенная копия легендарного воздушного судна – поднялся в небо и парит, словно птица! Что чувствую в этот момент? Наслаждение и, наверное, гордость за то, что справился и как проектировщик, и как авиаконструктор, и как летчик-испытатель, – улыбается Евгений.


На изготовление этого самолета у Евгения ушло 3 года. И даже крылья мини-Як-9, как и положено, деревянные (во время войны металл был в дефиците). Размах крыльев 1,5 м, вес 4,5 кг. Чтобы довезти свои модели к месту соревнований, Карташову приходится самому мастерить еще и чемоданы. Последний едва поместился на верхней полке железнодорожного вагона


В свой Як-9 Евгений Карташов решил посадить еще и пилота. Кукла Кен устроила его по размеру, но не по весу – пришлось оставить от нее лишь голову и руки, остальные части тела заменила электроника: по задумке разработчика, на взлете пилот должен был помахать судьям, натянуть рычаг и отправиться в полет. Для максимальной достоверности Карташов решил одеть пилота в военную форму, которую носили в 1940-х. Игрушку и эскиз обмундирования принес в ателье.
– Это вам такое задание в детском саду дали? – удивились портнихи…

ФОТО ИЗ АРХИВА ЕВГЕНИЯ КАРТАШОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 3 =