Недремлющее око государства

Фото: Анатолий Тетенков, Артем Изофатов

_J0A3195

Участники круглого стола:

  • Виктор Федотов, прокурор г. Томска
  • Владислав Шумихин, прокурор Кировского района
  • Олег Фрикель, прокурор Ленинского района
  • Павел Веснин, прокурор Октябрьского района
  • Борис Крылов, прокурор Советского района

Томские прокуроры – о криминале и культуре

Какова криминогенная ситуация в Томске? Одинакова ли она в разных районах города? Какие виды преступлений совершаются чаще, а какие реже? От чего это зависит? Кто и как защищает томичей от произвола управляющих компаний? Как защитить памятники истории и архитектуры от уничтожения? Об этом и многом другом рассказали в редакции «ТН» участники круглого стола – руководители прокуратур города и городских районов.

«Все, что под руку попадется»

– Какова криминальная ситуация в Томске и его районах? Уровень преступности растет или падает?

ФедотовВиктор Федотов:

– В прошлом году количество зарегистрированных преступлений в Томске выросло более чем на 24% по сравнению с предыдущим годом. На территории города было зарегистрировано 12 344 преступления, что практически на 2,5 тыс. больше, чем в 2014 году. Рост в основном произошел за счет краж, грабежей, мошенничества, угона автотранспортных средств и незаконного оборота наркотиков. Выросло количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Одной из главных причин роста числа зарегистрированных преступлений стало улучшение работы полиции по выявлению преступлений. То есть часть преступлений, которые раньше были латентными (скрытыми), теперь выявляются и регистрируются.

Кроме того, сказываются определенные кризисные процессы в экономике. Реальные доходы населения снижаются, о чем говорит не только официальная статистика, но и наши собственные ощущения, особенно при походах в магазин.

КрыловБорис Крылов:

– В Советском районе те же самые тенденции, что и в целом по городу. Но если в среднем по Томску преступность увеличилась на 24%, то по нашему району рост составил 20%. Количество грабежей немного снизилось, но существенно увеличилось число краж и преступлений в сфере оборота наркотиков.

И речь идет не о квалифицированных кражах, например квартирных. Большей частью воруют с прилавков магазинов, из машин и так далее. Как говорится, тащат все, что плохо лежит, все, что попадается на глаза. С точки зрения превентивных мер советую гражданам просто-напросто ничего не оставлять на виду. Это значительно обезопасит их имущество. Если владелец машины оставляет в салоне сумку или что-то явно ценное, то тем самым возрастает вероятность того, что кто-нибудь будет проходить мимо, увидит, выбьет стекло, схватит вещь и убежит. И никакая сигнализация не спасет.

Появилась одна довольно-таки неожиданная и тревожная тенденция. Раньше кражами занимались антисоциальные элементы, не имеющие постоянных источников дохода. А сейчас к ним присоединились и те, у кого есть работа или иные стабильные источники дохода.

Что касается наркотиков, то это проблема всех районов. С моей точки зрения, рост незаконного оборота наркотиков связан с изменением формы их реализации. Самым массовым способом распространения наркотиков стали закладки. Это когда продавец прячет дозы в каком-то определенном месте и сообщает об этом покупателю, который оттуда их забирает. Из-за этого наркоторговцев стало намного сложнее брать с поличным, так как раньше преступников чаще всего задерживали при непосредственной передаче наркотиков покупателям.

Такой бесконтактный способ продажи наркотиков развился благодаря появлению технических средств связи, в том числе Интернета.

ФрикельОлег Фрикель:

– Хуже всего криминальная статистика в Ленинском районе. В 2015 году в районе произошел резкий рост количества зарегистрированных преступлений – на 36%, было совершенно на 970 преступлений больше, чем в 2014 году. Из этого числа около 700 – это преступления небольшой и средней степени тяжести, в основном неквалифицированные кражи, грабежи.

А вот количество тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья людей на протяжении нескольких последних лет в целом остается стабильным. В прошлом году количество убийств даже сократилось почти в два раза – с 19 до 10.

Подчеркиваю, мы можем оценивать только официально зарегистрированные преступления, а не реальный уровень преступности в районе. Говоря о криминологических характеристиках преступности 2015 года, следует отметить, что более 70% лиц, совершивших преступления на территории Ленинского района, не имели постоянных источников дохода. Из года в год этот показатель растет. Возможно, это связано со спецификой района, в котором немало удаленных микрорайонов, населенных людьми с низким достатком или вообще не имеющими доходов. Наличие большого количества сетевых магазинов обуславливает совершение значительной части краж и грабежей.

Уровень рецидивной, то есть повторной, преступности превышает 50%. Это свидетельствует о проблемах с социальной реабилитацией лиц, отбывших наказание за уголовные преступления. Вопросы социальной адаптации таких людей решаются явно недостаточно, притом что это проблема комплексная, устранить которую можно только совместными усилиями, с широким участием всех институтов гражданского общества.

Особенностью преступности в Ленинском районе является высокий уровень уличной преступности, которая в значительной степени проявляется в так называемых депрессивных, удаленных от центральной части города микрорайонах. По моему мнению, решение этой проблемы, помимо прочих мер, таких как освещение общественных пространств, придомовых территорий, возможно путем привлечения общественности, например, увеличением числа народных дружин.

шумихинВладислав Шумихин:

– В Кировском районе, который с точки зрения криминогенной обстановки традиционно считается самым благополучным, количество зарегистрированных преступлений в прошлом году выросло на 13%. Половина от общего числа преступлений была совершена в общественных местах, зачастую в ночное время суток.

Дело в том, что отличительной особенностью Кировского района является активная ночная жизнь. Здесь расположено большинство ночных клубов города, благодаря чему район стал центром ночной жизни Томска. Сюда по ночам стекаются преступники и их жертвы. Поэтому в основном рост преступности происходит за счет краж и грабежей подвыпивших людей.

Чтобы решить эту проблему, мы стараемся работать не только с полицией и администрацией, но и с институтами гражданского общества, а также с ЧОПами и ночными заведениями. Увеличивается освещение придомовых территорий, устанавливаются видеокамеры. В районе работает народная дружина от завода «Томское пиво».

ВеснинПавел Веснин:

– В Октябрьском районе криминогенная ситуация в целом ничем не отличается от других районов города. В 2015 году поступило более 17 тыс. заявлений о совершении уголовных преступлений. Это на 3 тыс. больше, чем в 2014 году, то есть уровень преступности вырос на 27%.

Не следует забывать, что наш район самый большой в городе и активнее всего застраивается. За восемь последних лет его численность увеличилась со 154 до почти 200 тыс. жителей. Так что часть роста преступности объясняется увеличением количества людей.

На 36% выросло количество краж из автомобилей. Растет также число мошеннических преступлений, связанных с банковскими картами. Все чаще поступают заявления о том, что никаких СМС от мобильного банка люди не получали, а деньги с их банковского счета исчезли. Раскрыть такие преступления очень сложно. Анализ показывает, что изъятие денежных средств с банковских счетов томичей происходит лицами, находящимися в других регионах и даже странах.

На ЖКХ жалоб стало меньше

– ЖКХ по-прежнему самая больная тема для населения? На что люди больше всего жалуются?

Виктор Федотов:

– Чаще всего жалобы поступают на действия управляющих организаций, к которым относятся не только управляющие компании, но и ТСЖ. Много нарушений наблюдается при проведении общих собраний собственников жилья. Находится немало людей и организаций, пытающихся обойти эту процедуру: изготавливают фальшивые протоколы общих собраний, куда вписывают выгодные им решения.

Чаще всего споры возникают по поводу размера платы за ремонт и содержание жилья, а также платы управляющей компании за ее работу. Размер платы устанавливается на общем собрании, это полномочия собственников дома. Управляющие компании самостоятельно устанавливать стоимость не имеют права. Отсюда и поддельные протоколы, и другие нарушения. Ряд управляющих компаний вообще не озадачиваются общими собраниями и их протоколами, а сами в одностороннем порядке увеличивают плату за ремонт и содержание жилья. Но за это предусмотрена уголовная ответственность. Наиболее показательна в этом плане ситуация в Октябрьском районе.

Павел Веснин:

– В 2015 году деятельность по управлению общедомовым имуществом многоквартирных домов на территории Октябрьского района г. Томска осуществляли 25 компаний. Сразу семь из них незаконно повысили плату за жилищно-коммунальные услуги. В январе прошлого года жители получили квитанции и обнаружили, что размер платы увеличился, хотя общего собрания собственников по этому поводу не проводилось.

Недобросовестные руководители управляющих компаний рассчитывают на пассивность собственников жилья, которые не участвуют в общих собраниях и вообще не интересуются тем, что творится в их доме. Многие из них воспринимают увеличение тарифов ЖКХ как должное, не задумываясь, откуда оно взялось.

Незаконное увеличение тарифа произошло в 60 многоквартирных домах Октябрьского района. Кроме того, в восьми домах были выявлены факты самовольного установления управляющими компаниями размера платы за вывоз мусора.

Все виновные в этих нарушениях лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. По фактам нарушений установленного порядка ценообразования возбуждено 10 административных дел. Виновные лица и организации были оштрафованы на общую сумму полмиллиона рублей. Всем собственникам домов, где выявлены эти нарушения, произведен перерасчет на общую сумму свыше 3 млн рублей.

В отношении руководителя ООО «Компания «Солнечная-Сервис» было возбуждено уголовное дело за самоуправство, но затем дело прекращено по амнистии.

– Одна из вечных проблем Томска – превышение сроков отключения горячей воды. В прокуратуру томичи на это жалуются?

Виктор Федотов:

– Нет, к нам жалоб на это практически не поступало. Не знаю, с чем это связано, может, люди просто привыкли. Хотя есть активные граждане, которые такие моменты без внимания бы не оставили… Мы, конечно, мониторим ситуацию с помощью отслеживания сообщений СМИ и Интернета. Но жалобы и обращения граждан до сих пор являются самым важным и эффективным средством контроля по соблюдению законодательства.

Что касается ЖКХ в целом, то жалоб стало значительно меньше. Я связываю это с тем, что жители стали занимать более активную позицию, больше спрашивают непосредственно и с управляющих компаний, и с ТСЖ, и с поставщиков коммунальных ресурсов. Если раньше, например, в одном месте по три месяца были раскопаны трубы и никто не обращал на это внимания, то два последних года люди активно на такие ситуации реагируют.

Судя по статистике, в 2015 году нам удалось преодолеть негативную тенденцию по нарушениям жилищного законодательства, и сейчас ситуация в отрасли ЖКХ явно становится лучше.

Как спасти памятники архитектуры?

– С этого года одним из важнейших критериев оценки эффективности региональной власти станет ситуация в сфере сохранения и популяризации историко-культурного наследия. Как томские объекты культурного наследия, включая памятники деревянного зодчества, охраняются с точки зрения законодательства?

Виктор Федотов:

– Приказами Министерства культуры и Министерства регио-нального развития Томску был присвоен статус исторического поселения. На территории города на сегодняшний день находятся 37 объектов культурного наследия федерального значения и 311 памятников культуры регионального значения. Памятников местного значения юридически нет, но есть утвержденный городской Думой перечень из 512 объектов деревянного зодчества…

– Но ведь в список объектов деревянного зодчества входит 701 дом…

Виктор Федотов:

– В том списке числятся объекты не только в деревянном, но и в кирпичном исполнении. А в постановлении Думы Томска от 2014 года речь идет о 512 деревянных домах, которые хоть и не отнесены к объектам культурного наследия, но являются ценной фоновой застройкой. Они создают историко-архитектурный контекст, важный для восприятия архитектурных памятников. Расположенные в центре города памятники и фоновая застройка совместно формируют облик города как исторического поселения, поэтому все эти объекты подлежат сохранению.

– Как эти дома сохраняются? На них прибиваются таблички, принимаются какие-то меры физической охраны?

Виктор Федотов:

– Да, таблички должны быть на всех охраняемых объектах, но в реальности ими оснащена только часть домов. Смысл сохранности заключается в том, чтобы эти памятники содержались в хорошем состоянии, чтобы их никто не уничтожал. Поэтому все ремонтные, строительные или земляные работы, связанные с этими объектами или просто производимые рядом, должны осуществляться в особом порядке.

– Кто отвечает за сохранность историко-архитектурных памятников?

Виктор Федотов:

– Администрации города и области и их структурные подразделения. За объекты культурного наследия регионального значения ответственность несет комитет по охране культурного наследия Томской области, а за памятники деревянного зодчества – департамент архитектуры и градостроительства, в котором специально для этого существует комитет по сохранению исторического наследия Томска.

– Пустующие памятники деревянного зодчества город законсервировал, закрыв листовым железом оконные проемы и повесив на двери замки. Этого достаточно для их сохранности?

Виктор Федотов:

– С нашей точки зрения, этого недостаточно, о чем я и уведомил мэра Томска в январе этого года, внеся представление об устранении нарушений законодательства. В представлении особое внимание уделяется недостаточности бюджетного финансирования сохранности памятников: в бюджете 2016 года на эти цели запланировано всего 10 млн рублей – в несколько раз меньше, чем в 2015 году.

Поэтому на одном из последних заседаний Думы города Томска обсуждался вопрос передачи этих объектов в льготную аренду, например, за один рубль в год. Это поможет привлечь инвесторов для ремонта и содержания этих домов. Депутаты такой вариант поддержали. Если инвесторы за свой счет отреставрируют эти дома, а потом будут их фактически бесплатно арендовать, то там не придется забивать окна и двери.

– 12 февраля в здании бывшего училища связи случился очередной пожар, который сильно повредил историческое здание. Кто отвечает за сохранность этого комплекса зданий, какая там ситуация?

Борис Крылов:

– Я сам был очевидцем пожара и видел, как он развивался. Убытки возникли огромные, на миллионы рублей. По поручению мэра была создана комиссия по установлению причин произошедшего.

Но главная причина на сегодняшний день очевидна: эти объекты никто не охраняет. Все мы ходим мимо и видим, что это пустующие помещения, заваленные мусором, который легко возгорается. По данным МЧС, источник возгорания был внесен туда извне, по предварительной версии, это был поджог. Умышленный или нет, пока не понятно. Возможно, просто пользовались огнем, чтобы согреться. Есть показания свидетелей о присутствии на территории посторонних людей, что говорит о ненадлежащей организации охраны.

Виктор Федотов:

– Это памятник регионального значения, бывшая духовная семинария, построенная в 1899 году. Правообладателем имущественного комплекса по ул. Никитина, 8, является муниципальное образование «Город Томск». Оперативное управление осуществляла администрация Советского района. Был заключен муниципальный контракт на охрану этой территории с частным охранным предприятием. Но охрана осуществлялась номинально.

Сейчас проводится проверка, по итогам которой мы будем решать, какие меры нужно применить и к кому – к администрации города или администрации Советского района.

Кстати, 26 января областной комитет по охране культурного наследия провел осмотр данного объекта и вынес предписание городской администрации до июня провести работы по консервации здания, то есть закрыть дверные и оконные проемы, до конца года провести обследование технического состояния объекта, в 2016–2017 годах разработать проектно-сметную документацию и только в 2018–2020 годах провести ремонтно-реставрационные работы.

– Подобная ситуация сложилась и со зданием бывшего военно-медицинского института, который тоже неоднократно горел…

Владислав Шумихин:

– Да, там происходит практически то же самое. Плохая охрана, попадание источников огня извне, несколько очагов возгорания… Дело по поджогу возбуждено.

Стоит отметить, что за несколько месяцев до пожара в здании бывшего ТВМИ, расположенного по пр. Кирова, 49, прокуратурой района проводилась проверка, в ходе которой установлено отсутствие охраны объекта культурного наследия. В результате прокурорского вмешательства администрацией города Томска заключен договор с охранной организацией, однако принятых мер оказалось недостаточно: здание пострадало от пожара.

Уровень рецидивной, то есть повторной, преступности превышает 50%. Это свидетельствует о проблемах с социальной реабилитацией лиц, отбывших наказание за уголовные преступления. Вопросы социальной адаптации таких людей решаются явно недостаточно, притом что это проблема комплексная, устранить которую можно только совместными усилиями, с широким участием всех институтов гражданского общества.

Олег Фрикель

Ряд управляющих компаний вообще не озадачиваются общими собраниями и их протоколами, а сами в одностороннем порядке увеличивают плату за ремонт и содержание жилья. Но за это предусмотрена уголовная ответственность.

Виктор Федотов

Эти объекты никто не охраняет. Все мы ходим мимо и видим, что это пустующие помещения, заваленные мусором, который легко возгорается.

Борис Крылов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 14 =