Нефтяная бочка пуста?

Всем известно: благополучие России сегодня во многом держится на стабильности добычи и экспорта нефти, от уровня цены за баррель нашего черного золота зависят доходы бюджета, а значит, и спокойствие жителей страны. Однако в последнее время не сведущие в геологии умы стали говорить: нефти в российских недрах осталось немного, лет на 40–50.

Неприкасаемые запасы

На самом деле утверждение, что нефть заканчивается, абсурд­но. Недра хранят в себе еще миллионы и миллиарды тонн черного золота. Вопрос лишь в том, что в будущем добыча может стать нецелесообразной из-за сильного повышения себестоимости продукта.

– Существуют разные категории запасов: А и В – уже разработанные запасы, С1, С2 – разведанные и ожидающие своего часа… Сказать точно, сколько нефти еще осталось, практически невозможно, – пояснил Дмитрий Новиков, заведующий лабораторией гидрогеологии осадочных бассейнов Сибири ИНГГ СО РАН. – Если о количестве запасов мы еще можем делать предположения, то подсчитать общее количество ресурсов нереально. Одно могу сказать: нефти еще много. Но добывать ее в будущем станет труднее. Так называемая легкая нефть подходит к концу, ее действительно хватит ненадолго.

Останутся трудно добываемые ресурсы, разведка которых сейчас идет медленно. Для открытия новых месторождений требуются огромные инвестиции и немалые трудозатраты ученых. Но на это государство наше тратиться не всегда готово.

Сколько пива – столько песен

– Если Россия и в будущем хочет иметь «нефтяную подушку безопасности», то уже сейчас необходимо самым активным образом заниматься геологоразведкой, беря на вооружение все передовое, что предлагает наука, – заметила Валентина Топешко, старший научный сотрудник лаборатории геологии нефти и газа докембрия и палеозоя ИНГГ СО РАН. – В этом смысле золотыми были 1970–1980-е годы, когда под руководством А.Э. Конторовича мы работали в СНИИГГиМСе, тесно сотрудничая с производством. Благодаря энтузиазму людей, полностью восполнявшему имеющиеся на тот момент технические несовершенства, месторождения открывались буквально одно за другим.

Сегодня же ситуация складывается почти противоположная. Разведкой занимаются только те, в чьих руках находится лицензия на тот или иной участок земли. А если говорить честно, деньги на это готовы тратить только крупные компании «Газпром» и «Роснефть». Очень позитивно показывает себя также компания «Томскнефть». Все остальные, за исключением нескольких, живут на полученном еще в советское время запасе геологической информации.

Проводить поисковые исследования для мелких компаний дорого, для крупных – не всегда стратегически выгодно: нет уверенности, что изыскания помогут быстро найти новые залежи. Осложняет ситуацию еще и то, что даже те ценные сведения, которые получают нефтедобытчики, к ученым попадают только спустя пять лет (в этот период по закону сведения считаются коммерческой тайной). Соответственно, институты не имеют возможности провести актуальную оценку ресурсов.

Шаг в Арктику

Однако, несмотря на все трудности в сегодняшней гео- и нефтенауке, ученые охотно говорят о будущем. Одним из самых перспективных, на их взгляд, сегодня является арктическое направление.

– Но полностью уповать на этот вариант не совсем благоразумно, – с ходу замечает Новиков. – Там нефть тоже «тяжелая», только немного в другом аспекте – по части инфраструктуры. Вывозить к потребителю ее весьма непросто: дорог нет, схемы транспортировки не отработаны… Еще одна загвоздка: наша страна не имеет опыта добычи в столь суровых условиях, из-за чего вынуждена приглашать в помощь зарубежные компании. А это снова вызывает массу вопросов, причем уже политических. Государству нужно заранее задокументировать право вето на добытое сырье, дабы страна-помощник не смогла позариться. На урегулирование всех этих «а» и «но» требуется время, что тормозит все остальные процессы, например продолжение гео­логических исследований этих территорий…

Сибирь выживет!

Если говорить о фаворитах дня сегодняшнего, то здесь по объемам добычи углеводородов все так же лидирует Западная Сибирь. Свое почетное первое место она должна сохранить и дальше. По мнению специалистов, это вполне возможно.

– Сейчас по-прежнему сохраняется потенциал правобережья Оби. Да и в целом пока нет фактов, которые бы противоречили первоначальным теоретическим выводам ученых, наоборот, они только подтвердились новыми исследованиями через 3D-cейсмику и параметрическое бурение, – говорит Светлана Рыжкова, старший научный сотрудник лаборатории геологии нефти и газа мезозоя ИНГГ СО РАН. – Обнадеживает и ситуация на левом берегу. Все нефтяные компании, работающие там, добросовестно выполняют условия своих лицензионных соглашений и даже находят очередные залежи… Более того, некоторые месторождения получают второе дыхание, например очень большой оптимизм вызывает ситуация на Двуреченском месторождении «Томскнефти» ВНК. Недра, которые считались иссякающими, в будущем, мы уверены, дадут второй приток.

Томские надежды

По сравнению с Сибирью, например, в Волго-Уральской неф­тегазоносной провинции большинство месторождений находятся на падающей стадии добычи и, по сути, уже исчерпали свой основной потенциал.

– Аналогичная проблема характерна и для многих сибирских промыслов, однако это не повод для пессимизма, – продолжает беседу Светлана Рыжкова. – Стадия падающей добычи не означает, что нефть заканчивается. Она по-прежнему есть. Просто для ее добычи нужно инвестировать дополнительные средства, добраться до глубоко залегающих горизонтов возможно только с использованием новых технологий.

Как показывает опыт прошлых лет, иногда даже следует рискнуть. Вспомнить хотя бы историю с Нюрольской впадиной, где долгое время продуктивной считалась только юра. Одна из томских нефтяных компаний решила рискнуть и вложиться в проверку опытным путем данных 1970-х годов по нефтеносности более глубоких горизонтов мезозоя. Нефть пошла. Так было открыто Майское месторождение. И это далеко не последний прецедент.

Сейчас в Томской области тоже разрабатывается в основном верхняя юра. Все, что ниже, ждет своего часа. Стоит надеяться, что в ближайшем будущем кто-то из местных нефтяников все же решит копнуть поглубже.

ЦИФРА

Около 20 месторождений было открыто в Томской области с 2004 года.

Справка ТН

Юра – пласты, образовавшиеся в юрский период (средний период мезозойской эры)

ЦИФРА

509 млн тонн нефти было добыто в России в 2011 году. Россия уже много лет занимает лидирующее место в списке стран-экспортеров черного золота.

Что касается волнующего томичей проекта «Восток» по освоению недр правобережья Оби, пока специалисты ИНГГ СО РАН далеко идущие прогнозы по нему делать боятся. Здесь, так же как и в остальном, все зависит от возможностей бизнеса и политики государства. Необходимо проводить поисково-разведочные работы, вкладываться в которые, рискуя деньгами, пока большого количества желающих нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 7 =