Нефтяная правда: спецрепортаж из вахтового поселка

В этой командировке потрясло все: от расстояний, которые преодолевают вахтовики, добираясь до рабочего места, до условий их проживания.

ОАО «АК Транснефть» — российский монополист, осуществляющий транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Подразделения компании работают по всей стране (в Томской области  компанию представляет ОАО «Центрсибнефтепровод»). На нефтеперекачивающих станциях «Транснефти» трудятся специалисты со всех уголков России, томичи — в том числе. В каких условиях живут и трудятся вахтовики, как в таежной глуши растут поселки, и сколько денег нужно, чтобы создать комфорт для тех, где работает вдали от большой земли? За нефтяной правдой журналисты отправились на объекты ООО «Востокнефтепровод» (подразделение «Транснефти»).

На НПС (нефтеперерабатывающая станция — прим. авт.) 2,5 часа летим из Иркутска на стареньком, вибрирующем АН-2. Наш путь лежит в Якутию, где ведут нефтедобычу сразу несколько компаний. Под ногами мелькают тысячи зеленых гектаров, словно нитями, исполосованные таежными речушками.

У нефтяников серьезный подход: в 2013 году в непроходимой тайге построен современный, напичканный аэронавигацией аэропорт «Талакан». Аэродром способен принимать не только малую авиацию, но и технику помасштабнее – вплоть до «Боингов».

Возможность добраться до работы на самолете, упростила жизнь вахтовикам — раньше приходилось заезжать на промысел группами (по числу мест в вертолете), а это потеря времени и дополнительные затраты.

«Талакан» — первый частный аэропорт, построенный в России. Говорят, он обошелся «Сургутнефтегазу» в сумму не менее 10 млрд. руб.

От аэропорта до пункта назначения чуть более получаса езды – по прилично асфальтированной дороге. Кстати, для строительства автотрасс у нефтяников — прямо в тайге! — есть асфальтовый заводик. Надо сказать, промысловики здесь вообще могут жить автономно. Вода в вахтовых поселках — из собственных скважин (чистейшая, ледяная), тепло – из расположенных на станциях котельных. Для обслуживания НПС есть своя пожарная часть, ремонтный цех.

НПС №10 – станция, заставляющая испытать эстетический шок — такая чистота и порядок среди тайги, где в радиусе 200-300 км непроходимый лес…

Поселок рассчитан на 200-220 вахтовиков. Корпус для проживания — фактически мини-отель: комнаты на 2-3 человека. Есть бильярд, телевизор, местами даже сотовая связь и интернет.

НПС №10 перекачивает 50% нефти из Восточной Сибири и 50% — из Западной. В процессе смешения в резервуарах рождается новый сорт. «Черное золото» Западной Сибири уступает восточной нефти по ряду показаний. В частности, ее температура замерзания -49-52 С (западно-сибирской нефти -23 С).

Дисциплина на вахте армейская: алкоголь недопустим, курить на территории поселка запрещено – только за периметром, и в строго установленное время. Неудивительно, что большинство вахтовиков распрощались с вредной привычкой.

Виктор Лаптев – томич, на НПС №10 работает оператором, отслеживает на мониторах движение нефти по нитям подземных магистралей. «Я привык к вахтовому ритму: здесь занимаюсь работой, не отвлекаясь на бытовые вопросы, дома – только семьей», — говорит наш земляк.

Напоследок нам показали территорию еще строящегося городка нефтяников. Пока самая актуальная обувь там — резиновые сапоги. Но уже в следующем году бригада строителей из сербов и хорватов обещает сдать объект «под ключ».

В 2014 году здесь заработает вахтовый городок — от сегодняшних топей не останется и следа. Цена комфорта в таких оазисах – 7 млрд. руб.

 

Фото автора.

Одна мысль про “Нефтяная правда: спецрепортаж из вахтового поселка”

Добавить комментарий для Денис Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + два =