Нефтяники начинают пересаживаться на беспилотники

Фото: Максим Кузьмин

IMG_2253

«Томскнефть» приступила к использованию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для контроля состояния трасс трубопроводов и объектов нефтегазодобычи. Устройство, снабженное трехосевой видеокамерой и тепловизором, самостоятельно облетает все необходимые точки практически в любую погоду и передает фото- и видеосигнал в прямом эфире. Похоже, куда более неприхотливые, маневренные и дешевые БПЛА скоро вытеснят вертолеты, с помощью которых состояние нефтегазовых магистралей контролировалось многие годы.

Мгновенный эффект

Первые испытания беспилотников отечественной разработки «Томскнефть» провела еще в феврале. Тогда устройства, которых с земли можно принять и за самолет, и за птицу, кружились над Советским и Вахским месторождениями, расположенными в Стрежевском регионе. С ноября уникальную для Томской области технологию мониторинга «Томскнефть» использует на всех месторождениях Васюганского и Стрежевского регионов: БПЛА облетают трубопроводы и другие объекты. Их применение позволяет решить целый ряд задач: улучшить качество и значительно удешевить мониторинг состояния нефтепроводов, в том числе на отдаленных участках, повысить надежность их эксплуатации, обеспечить обнаружение посторонних лиц в охранной зоне, утечек, а попутно – в кратчайшие сроки получать всю информацию о пожарах в лесных массивах и в торфяниках. Время реагирования на какие-либо нештатные ситуации существенно сократится.

– Раньше мы проводили мониторинг с помощью вертолетов Ми-8, – рассказывает заместитель начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов, ликвидации последствий аварий ОАО «Томскнефть» ВНК Андрей Шелудяков. – Но мы живем в?XXI веке и стремимся применять новые технологии. Использование беспилотных летальных аппаратов – более эффективный способ контроля объектов промысла: сфера их деятельности шире, а затраты ниже. Мы теперь можем оперативно определять захламления вдоль трасс трубопроводов и максимально быстро фиксировать разливы. Существенно возрастает и безопасность, ведь в нашей стране достаточно часто случаются падения вертолетов или какие-либо аварийные ситуации.

Учитывая масштабы территории, на которой «Томскнефть» осуществляет деятельность, и большую протяженность трубопроводов разного назначения, БПЛА сразу показали себя с самой лучшей стороны, и опыт был признан успешным. Объем экономии компания не раскрывает: коммерческая тайна.

Днем и ночью

Главным центром развития беспилотной авиации в России считается Ижевск. Там находятся сразу три организации, которые занимаются производством и обслуживанием БПЛА. С одной из них, ООО «Финко» (группа компаний «Беспилотные системы»), и сотрудничает «Томскнефть». Эта компания не только занимается разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов для видеонаблюдения и аэрофотосъемки, но и оказывает услуги беспилотного мониторинга нефтепроводов и газопроводов для предприятий топливно-энергетического комплекса, а также услуги оперативного картографирования. Основное производство беспилотников располагается в Ижевске, но ремонтные базы и филиальная сеть дилерских центров объединяют более 20 городов России. У компании есть опыт работы в Нягани, Ноябрьске, Перми и других городах. Большая часть сотрудников «Финко» – бывшие авиамоделисты, но есть среди них и профессиональные летчики.

Свой БПЛА Supercam S350, который и летает на месторождениях «Томскнефти», они позиционируют как беспрецедентный по совокупности технико-тактических характеристик среди беспилотников. До четырех часов в воздухе, скорость полета до 120 км/ч, дальность до 360 км, радиус действия радиолинии – 70 км, рабочие температуры – от –40 до +40 градусов Цельсия… Но главное – фотоаппарат, трехосевая видеокамера и тепловизор, благодаря которому следить за состоянием нефтяных магистралей можно и ночью. БПЛА осуществляет автоматический полет по заданной программе, имеет возможность зависания над объектом. Точка облета может перемещаться оператором в реальном времени с учетом корректировки на ветер или неточности электронной карты. Все данные беспилотник передает на наземную станцию управления в режиме реального времени. Кроме того, они записываются и на карту памяти.

– Важно не только добывать информацию, но и уметь ее грамотно дешифровать, – говорит супервайзер ООО «Финко» в Томской области Артем Романенко. – У нас на объектах всегда по несколько дешифровщиков, которые обрабатывают информацию, добываемую в полетах. Анализ происходит не только за пультом управления, но и впоследствии в офисе с помощью специальных компьютерных программ. Если мы фиксируем разливы нефти или какие-то нарушения, то сразу передаем сигнал диспетчеру, но в любом случае после каждого полета готовим подробный отчет и передаем его заказчику.

Рогатка и парашют

Все полеты БПЛА заранее согласовываются с зональными центрами управления полетов малой авиации.

Сборка комплекса, перевози­мого в микроавтобусе, занимает около 15 минут, хотя сложные погодные условия могут чуть увеличить это время. Нужно приделать крылья, установить батарею, полезную нагрузку и проверить работу всех систем.

Главная задача оператора – грамотно составить маршрут: показать беспилотнику точки, которые он должен облететь. После чего аппарат благодаря совершенному механизму автопилотирования все делает сам: и летает, и фиксирует информацию. За один час беспилотник способен облететь территорию площадью 30 квадратных километров. Оператор может вручную изменять траекторию движения беспилотника, возвратить его в нужную точку и сфотографировать объект вновь.

Запуск Supercam S350 выглядит достаточно забавно: специально обученный человек оттягивает беспилотник на катапульте, больше напоминающей рогатку. А потом буквально несколько секунд – и аппарат высоко-высоко в воздухе. И звуков разве что маленький пшик. Впрочем, еще более забавно выглядит приземление: аппарат снижает скорость и выпускает небольшой парашют, больше похожий на зонтик. Далее – те же самые несколько секунд, и вот он уже на земле. Кстати, в случае нештатной ситуации борт самостоятельно возвращается на точку старта, высчитывает скорость ветра и заходит на посадку.

Общая протяженность еженедельного линейного мониторинга трубопроводов «Томскнефти» с помощью беспилотников составляет примерно 1,5 тыс. км.

– Месторождения «Томскнефти» находятся на значительном расстоянии друг от друга, но мы справляемся, – говорит Артем Романенко. – И за день успеваем облететь все объекты, которые прописаны в договоре. Бригада, как правило, состоит из двух-трех человек. Этого вполне достаточно и для развертывания комплекса, и для запуска, и для первичного анализа.

«Томскнефть» заключила договор с ООО «Финко» до конца 2016 года. Но, думается, беспилотники входят в нефтегазовый комплекс всерьез и надолго. И примеру лидера скоро последуют и другие недропользователи.

ЦИФРА

>5 тыс. км трубопроводов обслуживает ОАО «Томскнефть» ВНК.

Стоимость беспилотного летательного аппарата российского производства варьируется в среднем от 1,5 до 2,5 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =