Неожиданный Шишкин

Подлинные работы мастера томичи могут увидеть на выставке в Научной библиотеке ТГУ

Наталья Гончарова с большой любовью рассказывает о гравюрах Ивана Шишкина

Чудесным образом сочетающиеся тонкие линии, штрихи, пятна света и тени создают неповторимые картины зимнего дремлющего леса, напоенных летним зноем лесных полян, прохладных ночных трав, плавных перекатов широких рек, кудрявых упругих облаков… Окунуться в этот неповторимый мир русской природы томичи могут в Научной библиотеке ТГУ. Здесь открылась выставка «Офорты И.И. Шишкина». В чем ее необычность ?

Во-первых, большинству из нас Иван Шишкин известен как живописец. А оказывается, графика занимает немалое место в творчестве знаменитого художника (создал 100 офортов и 80 литографий) и нисколько не уступает по великолепию и виртуозности исполнения живописным работам.

Во-вторых, это подлинные работы мастера – не фотографии, не копии. На выставке представлено 54 листа из альбома «60 офортов И.И. Шишкина (1870–1892)». Этот альбом увидел свет благодаря известному русскому издателю Адольфу Марксу в 1894 году. В него вошли лучшие офорты, напечатанные с авторских досок по указаниям и под наблюдением самого художника, созданные им за 20 лет. По словам куратора выставки Натальи Гончаровой, сотрудницы отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ, альбом стал своего рода лебединой песнью творческого пути выдающегося гравера.

Подобных альбомов в России единицы, в большинстве коллекций представлены отдельные листы, поэтому альбом, хранящийся в Научной библиотеке ТГУ, представляет собой уникальную ценность. Каким образом шедевр изобразительного искусства оказался в ТГУ? В 1916 году профессор Иосиф Михайловский увидел этот альбом в магазине Петра Макушина. По его рекомендации альбом был приобретен для Научной библиотеки университета. А вот как он попал в магазин известного книготорговца, не известно.

В-третьих, офорт в творчестве Ивана Шишкина занимает особое место потому, что сюжеты не повторяют его живописных работ. Многие художники осваивали эту технику графики с целью копирования и размножения уже созданных произведений, у Шишкина же все сюжеты для офортов оригинальны.

Специалисты говорят о том, что офортные работы не могут выставляться часто: свет оказывает на них негативное воздействие. Поэтому вновь увидеть графические работы прославленного художника томичи смогут, вероятно, не скоро.

– Хочется, чтобы как можно больше людей воспользовались возможностью насладиться подлинными шедеврами знаменитого «царя леса». Мы приглашаем всех, потому что раритеты такого уровня, имеющиеся у нас, в Томске, должны быть известны горожанам. Не каждый город может похвастаться подобным наследием, – говорит Наталья Гончарова. – Наша выставка будет работать до 23 марта, звоните по телефону 52-84-12.

Елена ЛИТВИНОВА

Справка

Офорт (фр. eau forte – азотная кислота, буквально – «крепкая водка») – разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм (досок), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 2 =