Непокоренные: детство, которого не было

Те, кто встретил Великую Отечественную детьми, давно уже стали бабушками и дедушками, прожили долгую насыщенную жизнь, но событий военных лет забыть не смогли. Вот и Нина Филипповна Дорожкина, вспоминая те годы, не может сдержать слез. 22 июня 1941 года разделило на до и после всю ее жизнь. Нине было 11, когда детство обычной девчонки, живущей с родителями в алтайской деревне, закончилось. «Помню, как все стояли на улице и, затаив дыхание, слушали радио. А потом поднялся плач: голосили матери, а вслед за ними заревели и дети». В 1942 году ушел на фронт отец Нины, Филипп Мещеряков. Изредка приходили от него весточки, ожиданием которых жила вся семья. Последнее письмо пришло в 1944-м из Восточной Пруссии. А следом – извещение о том, что красноармеец Мещеряков пропал без вести. (Уже после Нине Филипповне удалось выяснить, что ее отец, получив тяжелое ранение, был отправлен санитарным поездом в госпиталь, но к месту назначения не прибыл: видимо, поезд разбомбили немцы).

Как и везде в стране, ушедших на фронт мужчин заменили женщины и дети. Летом обрабатывали колхозные поля, растили хлеб и картошку. Зимой вязали носки и варежки для солдат. Жили впроголодь: за трудодни колхоз рассчитывался скудными пайками из мелкой картошки и жмыха. В хозяйстве Нины и ее матери была корова, но молоко видели лишь зимой, летом на кормилице пахали землю, возили зерно на ток. Многие ребятишки, ровесники Нины, бросили в военные годы школу. Она же твердо решила учиться, хотя средняя школа и находилась в8 кмот родной деревни. Раз в неделю приходила домой, чтобы взять нехитрую еду и на следующий день отправиться назад. Учебников и тетрадей не было, писали на старых газетах, а по большей части просто запоминали рассказ учителя. Во время одного из уроков и пришла весть о Победе.

В 1949-м, окончив десятилетку, Нина Дорожкина стала работать учительницей начальных классов, поступила на заочное отделение Барнаульского пединститута. Вышла замуж, и вскоре молодая семья приехала в Томск, откуда родом муж. На долгие 28 лет ее местом работы стал интернат для слепых и слабовидящих детей, где она преподавала русский язык. А ее общий педагогический стаж – более полувека! Воспитала двоих сыновей. Младший, Иван, прошел через пекло Афганистана, и снова, как тогда от отца, она ждала уже от сына весточек с фронта. Сегодня у Нины Филипповны взрослые внуки, о своем детстве они вспоминают, как о самом лучшем и беззаботном времени. «Значит, все, что мы тогда пережили, было не зря!» – убеждена Нина Дорожкина.

Могилу отца Нине Дорожкиной заменяет строчка с его фамилией на памятной стеле в Лагерном саду.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 3 =