Мнение
18.01.2019

Нерациональный выбор

Статей на сайте: 16652

На прошлой неделе широкий общественный резонанс получила смерть молодой пациентки в одном из лечебных учреждений Томска. Сначала она обратилась в частную клинику за несложной манипуляцией, которая ей была проведена под местным наркозом. Но именно во время этого вмешательства она впала в кому, после чего была доставлена в СибГМУ для реанимационных действий. Они ничего не дали, пациентка скончалась. Возбуждено уголовное дело, и в обстоятельствах произошедшего теперь будут разбираться правоохранительные органы. В обсуждении этого случая мнения полярно разделились: кому доверять больше – частной или государственной медицине? И куда пациенты обращаются чаще, на кого больше жалуются?

 

О том, почему жалоба жалобе – рознь

Алексей Рудко, директор регионального Фонда ОМС Томской области

Некорректно сравнивать, в чей адрес поступает больше жалоб – в частные или государственные медучреждения, и на этом основании утверждать, что одним из них население доверяет больше, а другим – меньше. Частные учреждения по количеству составляют половину всех ЛПУ, которые оказывают услуги в системе обязательного медицинского страхования Томской области, но объем предоставляемых ими услуг на порядок меньше. В денежном выражении их доля составляет всего около 4%. Кроме того, частные медучреждения в отличие от государственных оказывают в основном монопрофильные услуги – лабораторные исследования, обследования на магнитно-резонансном и компьютерном томографах, консультационные услуги и другие. Частных стационаров, где проводится большой объем сложных медицинских манипуляций, у нас в Томске не так много. И за весь прошлый год к нам поступила всего одна жалоба на услуги частных учреждений.

Но есть общий тренд – меняется сама структура жалоб и их соотношение, и это не зависит от формы собственности ЛПУ. Жалоб в привычном понимании становится меньше, а вот число обращений и консультаций растет. И если раньше жалобы в основном были связаны с неправомерным, с точки зрения пациентов, взиманием денежных средств, то теперь эта категория обращений передвинулась на второе место, а на первое вышли вопросы качества обслуживания. Это невыполнение стандартов оказания услуг, нарушение сроков направления на дополнительные консультации и тому подобное. На третьем месте оказались организационные вопросы – невозможность быстро попасть к врачу, очереди, отсутствие в поликлинике узких специалистов и так далее.

Если за девять месяцев 2017 года к нам поступило 296 жалоб, то за тот же период 2018 года – 279. Снижение на 6%. А вот за консультациями за тот же период соответственно обратились в 2017 году 76 тысяч человек, в 2018-м – 107 тысяч. Люди активно звонят, спрашивают, происходит смена поколений, и новое проявляет все большую заинтересованность в овладении правовой культурой. Пациенты хотят знать, что им полагается по закону и куда надо обратиться, чтобы получить полагающиеся услуги в полном объеме. И мы это только приветствуем.

В то же время нельзя не отметить перемены в медицинских учреждениях. Там происходит переоснащение, внедряются новые формы доступности получения медицинской услуги: «Входная группа», «Бережливая поликлиника» и другие. Большие надежды связаны и с внедрением стандарта организации амбулаторной помощи, принятого на территории Томской области в конце прошлого года, основанного на принципах пациентоориентированности. Индивидуальный подход, несомненно, повысит степень доверия между врачом и медицинским работником и снизит градус напряженности, приводящий к взаимному неудовольствию.

 

О том, что заставляет идти к частнику

Зоя Барашева, член Совета старейшин Томска

Может быть, мой ответ покажется неожиданным, но, на мой взгляд, частным клиникам надо доверять больше. Туда уходят наиболее квалифицированные врачи, поскольку там больше платят и лучше оснащение. Но… У частников хорошо лечиться, если есть средства. Или когда уже так припечет, что вынужден побежать хоть куда, лишь бы быстрей помогли. Как правило, одним посещением дело не ограничивается, а дальнейшее обследование опустошает карман.

Я лично как-то была вынуждена обратиться к частным врачам. Приняли хорошо, вежливо. Но затем один врач направил к другому, второй – к третьему. Каждый еще выписал направление на обследования, а все они стоят денег. И когда они кончились, я прервала свой марафон и отправилась в свою муниципальную поликлинику. По месту жительства к таким ЛПУ в основном и приписана большая часть пожилых жителей. И мы у себя в совете старейшин бьемся как раз над тем, чтобы медицинская помощь в государственных и муниципальных ЛПУ оказывалась людям на достойном уровне.

Но государственные поликлиники нередко проигрывают частным. Не хватает специалистов, нет нужного оборудования. А что из этого следует? Сейчас принята специальная программа для раннего выявления рака. Так как много больных с третьей, четвертой стадией, мы на своем уровне поднимали этот вопрос, направляли наши просьбы и рекомендации в областной департамент здравоохранения, губернатору области. И реакция последовала. Сейчас практически во всех поликлиниках имеются врачи-онкологи. Но что толку: врачи есть, а оборудования нет. И как определить без обследования, какая у больного стадия?

Далее. Поскольку не хватает врачей, возникают большие очереди. Часто из-за устаревших зарегулированных стандартов. Например, больные сахарным диабетом должны в обязательном порядке раз в месяц приходить к своему врачу, чтобы выписать новый рецепт. Мы ставим вопрос о том, чтобы были выделены время и место и чтобы один врач занимался выпиской таких рецептов без частого посещения больных.

С внедрением новых форм обслуживания столпотворений у регистратуры не стало. Но доступней ли теперь сама помощь? Везде ли висит объявление, что с острой болью можно обратиться в кабинет неотложной помощи? А такие кабинеты открыты во многих ЛПУ. Или другая ситуация: вы звоните по телефону, а вам поясняют, что запись к нужному врачу откроется только через две недели. Особенно это касается узких специалистов. Но почему больной должен ждать месяц? В этом случае поликлиника обязана направить пациента в другое лечебное учреждение, но это делают не всегда. Почему? Потому что деньги идут за пациентом, и руководство не хочет делиться финансами.

А еще – кругооборот обращения пациента в природе… Идешь к терапевту, он направляет тебя к узким специалистам, с их рекомендациями возвращаешься к терапевту. А он их «просеивает» и дает направления на дешевые обследования, а на дорогие – в исключительных случаях. Вот тогда человек и вынужден идти в частную поликлинику.

Но я бы не предъявляла все претензии врачам. Во-первых, их изводят писаниной. Заходишь к доктору, а он головы не поднимает, продолжает заполнять карту предыдущего пациента. Некоторых даже не осматривают, делают назначения со слов, потому что на пациента отпущено 15 минут, а еще и компьютер зависает. А сколько лукавства с зарплатой! Якобы в среднем томский доктор получает теперь 40 тысяч рублей в месяц. А это зарплата за двойную нагрузку!

В частном же бизнесе приходится бороться за пациента, поэтому там и внимание к нему другое.

Но тут уж каждый выбирает сам, что ему больше по душе и по карману и кому стоит доверить свое здоровье.

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • «От любого оперативного вмешательства в частной или не частной клинике в Томске или США умирают иногда… Не все еще известно науке, и вряд ли будет когда-нибудь все известно. Пройдет 100 лет, и будет то же самое».
  • «Вот что значит частная клиника. Бабло на первом месте, а не жизнь клиента».
  • «В частной клинике руками делают те же спецы, что и не в частной. Кто сказал, что сегодня на 100% можно безопасно удалить аппендицит/грыжу/перейти дорогу/жить с газом?»
  • «Частная медицина во всей красе. Капитализм убивает».
  • «Российские врачи самые худшие в мире. Много врачей с купленными дипломами».
  • «Пора возрождать «дело врачей»…»
  • «С учетом того, что частная держится на представлении о том, что она сильно лучше, то тут возникают вопросы».
  • «Врачи в томских частных клиниках почти сплошь государственные, но на почасовой передержке… В кардиологии, онкологии и много где еще госмедицина действительно лучше. Частники стригут, где поменьше ответственности, но и там умудряются убивать».
  • «И частная местами неплоха, и государственная действительно лучше. Настолько лучше, что частная развивается в последнее время только за счет ее ресурсов».
  • «Это могло случиться в любой муниципальной больнице. Какое значение имеет форма собственности?»
  • «Все идет к тому, что врачей скоро за любое осложнение, даже за то, которое от него никак не зависело, будут к ответственности привлекать».
  • «Журналистской братии лишь бы знамя поднять –«врачи-убийцы»», сорвать сенсацию, разбираться в проблеме некогда. И следственный комитет тут как тут…»
  • «А не частная медицина у нас лучше, да?»
RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

82 + = 86