Семья или школа: кто более матери-истории ценен?

Около месяца назад Законодательная дума Томской области в лице ее совета взялась искать среди прочих ответ и на этот вопрос. Какой институт должен нести ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения, кто передаст ему память о великой войне и гордость за подвиг дедов… да нет, уже прадедов, а то и прапрадедов? Мамы и папы, многие из которых сами  не застали в живых солдат Победы?  Или учителя-милленниалы, окончившие вузы в XXI веке? Уходит, безвозвратно и неумолимо уходит в вечность то героическое поколение. Даже дети войны уже глубокие старики.  Как не прервать цепочку живой памяти, когда самый естественный способ ее передачи становится недоступным? Где найти механизм, который бы задел душу ребенка? 

 

 

Самый короткий урок

Впервые эту тему подняли на пленарном заседании совета Думы, проходившем 11 февраля в Центре документации новейшей истории Томской области. Затем был целый ряд выездов в районы области, а также по школам и техникумам Томска, Северска, Асина… Все – с одной целью. Посмотреть, послушать, увидеть своими глазами, как на местах справляются с этой задачей. Сделать выводы. И в итоге выработать рекомендации, в том числе для органов власти и местного самоуправления.

Первый вывод, который сделали депутаты (его озвучила на очередном заседании совета Думы ее спикер Оксана Козловская) – о смещении влияния в сторону учреждений образования:

– Период в 75 лет, что прошли с момента окончания Великой Отечественной войны, внес свои коррективы: эта тема перестала касаться большого количества семей. Сегодня образовательные учреждения выходят на первый план не только в деле сохранения этой памяти, но и правильной трактовки тех исторических событий, – подчеркнула глава областного парламента. – И здесь трудно переоценить роль педагога. К сожалению, наша учебная программа уделяет очень мало часов на изучение Великой Оте­чественной войны. Мне говорили об этом практически все главы районов. Как бы мы ни старались компенсировать это за счет внеурочной деятельности – поисковой, проектной, клубной, – базовые знания школьники получают все же на уроках.

С такой позицией (Оксана Витальевна озвучивала ее и на встрече с президентом) согласны и представители администрации. Хотя изменения в программе – дело долгое и хлопотное. Не говоря уже о том, что возможно это только на государственном уровне. Однако, как заметила спикер, у нас остается внеурочная деятельность, дополнительное образование, а кроме того, есть еще часы на регионоведение, есть уроки литературы и даже географии!

– Работа ведется большая. Сейчас важно сместить акценты. Как, не умаляя роли школы, зацепить и родителей? Я думаю, здесь может помочь совместная проектная деятельность, когда ученики вместе с родителями составляют, к примеру, летопись своей семьи, – предлагает председатель Думы.

 

Я поведу тебя в музей

И все же, по мнению Оксаны Козловской, настоящими драйверами патриотического воспитания в школах (колледжах, техникумах) сегодня стали музеи. Причем качество этого процесса напрямую связано с энтузиазмом конкретных людей. Есть такой человек с горящим сердцем – и вокруг него все вертится. Это относится как к отдельным учебным заведениям, например к томской школе № 32, так и к целым отраслям и муниципальным образованиям.

– Я бы привела в качестве примера Первомайский район, где Великая Отечественная война  рассматривается как часть долгого исторического периода. Это и трудовые подвиги, и Афганистан, и Чечня… Здесь собраны экспонаты, представляющие реальную историческую и культурную ценность. К сожалению, есть и другие примеры. Так, в Колпашевском музее, похоже, уже лет 30 ничего не меняется.

Рассказывая о различных формах неформального патриотического воспитания, Оксана Витальевна особенно выделяет, кроме музейной работы, деятельность поисковых отрядов. Есть примеры, когда она буквально переворачивала молодого человека, меняла всю его сущность. Это как раз тот случай, когда затронули душу.

Но далеко не каждого трудного подростка (да и нетрудного) пошлешь рыть безымянные окопы. Не у всех нервишки выдерживают, да и физические данные… Не говоря уже про прямую опасность – мины и снаряды на полях былых сражений находят до сих пор. Поэтому депутаты настаивают на необходимости координации такой работы на уровне области.

Впрочем, поисковая работа не ограничивается раскопками. Исследования в архивах – не менее захватывающая, но более доступная деятельность. Есть куда руки приложить и технарям: не первый год обсуждается необходимость создания  единой цифровой платформы на уровне региона с выходом на федеральный. Например, на такой ресурс, как сайт «Подвиг народа».

– Хотелось бы, чтобы  все музеи, независимо от формы собственности, могли бы загружать туда имеющиеся у них информационные материалы, оцифрованные документы. Такая работа в области ведется, но межведомственного взаимодействия нам не хватает, – считает председатель областной Думы.

 

Учитель, поучись-ка сам!

– С чем мы столкнулись на местах? Самая большая наша беда – очень много формализма.  Случается, даже члены поисковых отрядов, которые выезжают «в поле», не знают истории своих семей, не знают, воевали ли их дедушки-бабушки, трудились ли в тылу…

Причем, говорит Оксана Козловская, это же касается и молодых учителей. Впрочем, не только молодых. Бывает, что у завуча или директора глаза не горят. Вроде бы все как положено: имя героя школа носит, профильные классы имеются, а… казенщиной так и веет. А бывает и наоборот: энтузиазма полно, а специальных знаний не хватает.

Еще в начале изучения темы депутаты обращали внимание: далеко не всегда (и даже редко!) музейную или поисковую деятельность в школах возглавляют учителя истории. Может, это и неплохо (по крайней мере, лучше, чем навязанная историку-предметнику обязаловка), но порой приводит к перекосам. Иногда семейная легенда не вполне стыкуется с официальными хрониками.

Вывод напрашивается сам собой: необходимо что-то вроде курсов усовершенствования, и руководить такой работой должны профессионалы-музейщики. Тем более что у областного музея есть солидный опыт в этой сфере. По слухам, они учат практически всю Россию. За исключением Северного Кавказа. И работников школьных музеев Томской области.

Чему стоит поучить и поучиться? В первую очередь речь должна идти о разработке единых методических рекомендаций для создания школьных музеев, особенно в тех учреждениях, которые носят имя Героев Советского Союза или прославленных воинских соединений. Сегодня это зачастую работает по принципу «кто в лес, кто по дрова». Особое внимание следует обратить на сохранность и материально-техническое состояние экспозиций, упорядочить их прием от родственников и правила хранения. Порой в музеях и музейных уголках экспонаты немалой ценности хранятся как попало, как говорится, в расчете на честных людей.

Затрагивая вопрос о необходимости избежать двух зол – бюрократизма и ведомственной разобщенности, Оксана Козловская подчеркнула: есть только три момента, в отношении которых много формализма не бывает:

– Во-первых, это порядок присвоения звания – школе, музею или скверу, во-вторых – сохранность экспонатов. Ну и третье – это, конечно, сроки.

 

P.S. от социального комитета

О формализме как главном враге  патриотического воспитания говорили и  председатель комитета Думы по труду и социальной политике Леонид Глок, а также представитель фракции «Справедливая Россия»  Галина Немцева. По мнению депутатов, не может быть ничего страшнее, если с учителей начнут требовать отчеты по любви к родине и процент охвата памяти. У Леонида Эдуардовича есть и конкретное предложение – как воспитывать  настоящих патриотов делом:

– Предлагаю добавить в решение совета Думы пункт о восстановлении деятельности Поста № 1 в полном объеме. Так, как это было, когда он задумывался. Пост № 1 делал великое дело в воспитании патриотизма у наших ребят. Я не знаю другого примера, который имел бы похожую эффективность. И еще один момент. Мы много говорим о военных подвигах, но подвиги трудовые не менее значимы в истории ВОВ, о них тоже нельзя забывать. История страны и формирование патриотизма не заканчиваются только периодом Великой Отечественной войны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1