Новые профессиональные возможности для особенных людей

Техникум01

Алексею 20 лет, он сирота с диагнозом ДЦП. В родной Кемеровской области мальчик-инвалид ни в один техникум поступить не смог: не нашлось профессий, которые были бы по силам человеку с ограниченными возможностями. Не особо рассчитывая на удачу, родственники из Томска позвонили в местный техникум социальных технологий. И неожиданно услышали ответ: «Пусть приезжает, он сможет учиться на обувщика по ремонту обуви». Сегодня Алексей осваивает  уже вторую специальность – рабочего зеленого хозяйства. Мотивация проста: чем больше профессий ты освоил, тем больше шансов найти работу. Для человека с ограниченными возможностями это актуально вдвойне.

В 2014 году на базе Томского техникума социальных технологий, который давно и успешно реализует программу инклюзивного образования, откроется ресурсный центр. На сегодняшний день единственный за Уралом.

«Без работы не останусь!»

Томский техникум социальных технологий – особенное учебное заведение: здесь учатся особенные дети и условия для них создаются особенные. Идея инклюзивного образования еще только витала в воздухе, а в училище на Войкова ребята-инвалиды уже осваивали рабочие специальности вместе с обычными студентами. Никакой специализации у техникума не было, но в приемную комиссию все время обращались родители с просьбой разрешить их детям учиться здесь. Руководство и педагоги понимали: для томских подростков-инвалидов это едва ли не единственная возможность получить профессию. Они были готовы работать с такими ребятами. Томский техникум социальных технологий официально стал открытой площадкой реализации принципов инклюзивного образования только в 2009 году. Но опыт обучения инвалидов примерно равен возрасту учебного заведения, летом ему исполнится 80 лет.

Сегодня в техникуме обучаются 296 студентов, более половины из них – ребята с ДЦП, с нарушениями умственного развития, диагнозом «аутизм», слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также дети со сложной структурой дефекта. Студентов с конкретным видом заболевания объединяют в небольшие  группы от 5 до 12 человек. Они получают те же профессии, что и их сверстники: портной, швея, вышивальщица, обувщик, парикмахер, маникюрша, рабочий зеленого хозяйства. Время обучения тоже для всех одинаковое: от года до двух с половиной лет. Разница только в методах преподавания и сложности осваиваемых навыков. В мастерской производственного обучения, где занимаются вышивальщицы, например, есть специальные держатели для пялец. Благодаря такому приспособлению расшивать одежду и предметы домашнего декора могут даже студентки, больные детским церебральным параличом, буквально одной рукой.

Гудожникова–  Дети с инвалидностью получают творческие и востребованные профессии, которые в случае удачного трудоустройства могут приносить им стабильный и неплохой заработок. Например, у нас сейчас  обучается на обувщика мальчик из района Томской области. Он так и говорит: «Окончу техникум, вернусь в свою деревню, без работы я там точно не останусь», – рассказывает директор Томского техникума социальных технологий Ольга Гудожникова. – Но главное – ребята получают навыки социальной адаптации. Они придумывают креативные  проекты вместе со своими сверстниками, учатся презентовать себя, участвуют в показах коллекций одежды, творческих лабораториях, праздниках.

Большинство особенных детей со временем раскрепощаются, начинают чувствовать себя уверенно и комфортно. Члены жюри конкурса молодых дизайнеров «ВИДиМО» 2014 года, например, не могли поверить, что среди моделей, которые свободно дефилировали по подиуму, были глухой мальчик и девочка с задержкой  психического развития.

 Лифт для редких специалистов

Эля учится на втором курсе, она будет портнихой. В техникум девочка пришла после школы. До встречи с мастером производственного обучения Татьяной Подгорбунских шить она не умела. Профессию портного выбрала по двум причинам: очень хотелось заниматься творчеством и создавать своими руками красивые вещи.

– Учиться мне нравится, – делится  Эля. – Здесь у меня появилось много друзей, мы общаемся с ребятами из разных групп. Я люблю шить, уже  хорошо справляюсь с постельным бельем и халатами разных моделей. Мечтаю сшить красивое вечернее платье. И очень хочу, чтобы в будущем у меня была своя мастерская.

Создание ресурсного центра – еще один шаг Томского техникума социальных технологий к тому, чтобы помочь особенным детям осуществлять свои мечты. Он значительно расширит возможности учебного заведения: сюда будут привлекаться лучшие рабочие кадры со всего региона, появятся как минимум две новые профессии – социальный работник и специалист по сурдокоммуникации. Директор техникума Ольга Гудожникова убеждена: возможность  подготовки сурдопереводчиков, которых сегодня  не хватает не только в учебном заведении, но и в области, поможет решить проблему социальной адаптации томских инвалидов по слуху.

– Сегодня около полутора тысяч жителей области нуждаются в услугах сурдопереводчиков, которых в регионе не более 40. Этих специалистов готовят в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Заманить их в Томск очень сложно, – поясняет Ольга Борисовна. – Сначала мы обучим своего специалиста в Новосибирске. Он будет готовить сурдопереводчиков на базе учреждения. Осваивать специальность смогут в том числе люди с ограниченными возможностями, например слабослышащие. Первая группа из 25 человек приступит к занятиям уже в сентябре.

Другая ближайшая задача ресурсного центра – открыть учебную группу для инвалидов-колясочников. Раньше у техникума такой возможности не было: здание не приспособлено.

– На целевые 10 млн рублей, выделенные по федеральной государственной программе «Доступная среда» и государственной  программе Томской области «Развитие профессионального образования Томской области на 2014–2020 годы», пройдет частичная реконструкция здания, – рассказывает Ольга Гудожникова. – Преобразятся первый и второй этажи: появятся пандусы, наружный лифт, приспособленные санитарно-бытовые помещения, аудиокласс со звукоусиливающей аппаратурой. Реконструкция начнется летом и  должна завершиться к началу следующего учебного года. Если все пойдет по плану, с сентября ребята-колясочники смогут обучаться по специальностям, которые предлагает наш техникум.

Ольга Гудожникова надеется, что со временем удастся решить еще одну проблему:

– Очень хотелось бы иметь современное, комфортабельное общежитие с доступной безбарьерной средой и  большой парковой зоной. Здание, которым мы располагаем сейчас, находится далеко от техникума и не очень приспособлено для ребят с ограниченными возможностями. Хочется верить, что инклюзивность – это процесс изменения образования на благо не только инвалидов, но и всего общества. И что со временем снизится уровень предрассудков по отношению к людям с ограниченными возможностями и инвалиды станут равноправными  и уважаемыми членами общества.

Подготовка преподавателя русского жестового языка обойдется для техникума социальных технологий в 200 тыс. рублей.  

 Техникум02

По данным на 1 января 2014 года, в Томской области в учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования обучаются 364 студента с ограниченными возможностями здоровья, из них 192 имеют инвалидность. В Томском техникуме социальных технологий  получают образование более 20% от всех обучающихся с ОВЗ и 30% от общего количества студентов с инвалидностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =