Нужны ли здравоохранению частные страховые компании

medicine761_1

На прошлой неделе президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль выступил на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предложив ликвидировать «ненужную систему» страховых компаний, работающих в системе ОМС. По его словам, эти компании «как пиявки, сидят на нашем теле и не приводят к улучшению качества и доступности медицинской помощи».
«Сегодня в одном нашем учреждении 12 страховых компаний. Каждая приходит в свободное для себя время, отрывает от работы. И, по сути дела, на качество оказания помощи не влияет. Это только внешнее оформление документов», – заявил Леонид Рошаль.
По его мнению, страховая система необходима здравоохранению страны, однако ни одна из действующих страховых компаний не имеет представления, «что это такое в наших сегодняшних условиях». Эксперты «ТН» отвечают Леониду Михайловичу.

Так однозначно говорить нельзя

kozlov
Виктор Козлов, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области

– Законодательно закрепленные функции страховых медицинских организаций (СМО) имеют важное значение в здравоохранении и обязательном медицинском страховании. Страховщики обязаны вести учет застрахованных лиц, заниматься выдачей полисов ОМС, проводить экспертизу качества медицинской помощи, а также защищать права граждан на бесплатную доступную качественную медицинскую помощь, в том числе и в судах. За 2016 год в СМО поступило более 40 тысяч обращений застрахованных лиц, из них около 460 жалоб. Всех обратившихся специалисты СМО проконсультировали, все жалобы рассмотрены (61% обоснованных) и удовлетворены в досудебном порядке. Из них 125 с материальным возмещением медицинскими организациями денежных средств застрахованным лицам на сумму 373,1 тыс. рублей. В результате рассматриваемых в судебном порядке спорных случаев удовлетворено шесть исков, сумма возмещения по удовлетворенным искам составила 2,37 млн рублей.
В последнее время предпринимаются различные меры, чтобы усилить роль СМО в системе ОМС, повысить качество их работы. Например, был повышен порог уставного капитала СМО: чтобы на рынке остались только сильные игроки, которые могут в полной мере выполнять возложенные на них обязанности. В прошлом году был создан так называемый институт страховых представителей. Практика показывает, что наши граждане недостаточно информированы о том, как работает система ОМС.  Не зная своих прав, они не умеют их защищать.


Частные компании – это лишнее звено

Татьяна Соломатина
Татьяна Соломатина, депутат Государственной думы РФ, член комитета ГД по охране здоровья, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ

– В принципе, где-то я с Рошалем согласна. Не на 100%. Но менять структуру нужно. Я считаю, что страховые компании не выполняют своей основной функции, а именно – не могут гарантировать качество и сервис оказания медицинской помощи. По сути, они только собирают деньги и выдают страховые полисы. Зачем для этого держать целую структуру, причем частную?
В целом по России только на ее содержание тратится порядка 50 миллиардов рублей. Это колоссальная цифра. Считаю, что коммерческие страховые компании – лишнее звено между бюджетом, Фондом обязательного медицинского страхования и пациентом. Частный бизнес по определению ориентирован на получение прибыли, и медицинские страховые компании не исключение. Прибыль они извлекают разными способами, в том числе за счет штрафных санкций. Определенная часть денег, которую лечебные учреждения платят за различные нарушения (большей частью они касаются оформления документации), возвращается в больницы и идет на приобретение инвентаря, оборудования. Но часть остается у компаний. Это государственные деньги, и они должны работать на государство.
Просто взять и закрыть частные компании нельзя. Необходима альтернативная структура. Я бы передала эти функции Фонду ОМС. Например, можно создать в рамках фонда отделение по контролю за качеством оказания медицинской помощи.
В том, что система медицинского страхования нуждается в реформировании, никого особо убеждать не надо. В первую очередь тех, кто работает непосредственно в ЛПУ. Но, чтобы произошли изменения, нужны волевые решения. Мы знаем, кому принадлежат частные компании, работающие на рынке медстрахования, и понимаем, что это будет непросто. Но необходимо.


Пусть занимаются добровольным страхованием!

bajtinger
Владимир Байтингер, директор НИИ микрохирургии,

– Высказывание Леонида Михайловича вырвано из контекста. Согласен с предложением ЦБ РФ, что страховые медицинские компании не должны быть посредниками между Фондом обязательного медицинского страхования и лечебными учреждениями. Они должны работать с реальными страхователями. Им нужно заниматься добровольным медицинским страхованием и ни в коей мере ОМС! Это прерогатива ФОМС. Это наши налоги! Нельзя доверять наши налоги сегодняшним страховым медицинским компаниям, занимающимся посреднической коммерческой деятельностью!

 

 


Страховая – ваш адвокат

pahtusova
Анна Пахтусова, директор Томского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»

– Задачи СМО – это прежде всего контроль качества предоставляемой гражданам бесплатной медицинской помощи, защита прав застрахованных при получении медпомощи в системе ОМС, а также информирование граждан о перечне доступных медицинских услуг, в том числе диспансеризации.
Немногие застрахованные имеют представление о своих возможностях в системе ОМС. В 2016 году Минздрав поставил задачу по улучшению качества и доступности услуг СМО для застрахованных. Для этого летом 2016 года на базе страховых компаний был внедрен институт страховых представителей. Они призваны помогать застрахованным в вопросах получения медицинской помощи в системе ОМС, в вопросах порядка и сроках получения медпомощи, в вопросах прикрепления к медицинской организации и выбора врача.
К сожалению, нередки случаи, когда застрахованный сталкивается с вымогательством денежных средств лечащими врачами или ненадлежащим качеством оказанной ему медицинской помощи. Подобные конфликты могут привести к судебному разбирательству. Одной из основных функций страховой медицинской компании является защита прав застрахованных в рамках системы ОМС. Мы при необходимости бесплатно оказываем помощь на всех этапах судебного разбирательства между гражданами и медорганизациями – начиная от подготовки искового заявления до представления интересов застрахованного в суде. Поэтому важно знать, что СМО, в которой застрахован гражданин по ОМС, является его адвокатом.
Взаимодействие с застрахованными гражданами, защита их прав в системе ОМС, предоставление консультаций по вопросам ОМС для специалистов страховой компании «СОГАЗ-Мед» – значимая часть работы.


Важно не кто приходит, а зачем

muzyra
Юрий Музыра, заведующий кафедрой управления и экономики фармации СибГМУ, кандидат фармацевтических наук, доцент

– Как функционера, я Рошаля понимаю. К нему ходят и мешают работать. Но за какой информацией страховая компания приходит в лечебное учреждение? Чтобы узнать, получил ли необходимую помощь пациент, в полном ли объеме и должном качестве, удовлетворен ли он лечением? Если да, то я за то, чтобы она приходила, даже если кому-то мешает. К сожалению, они приходят не за этим. Никто мне не говорит: «Юрий Алексеевич, мы посмотрели ваш лист страховых расходов за квартал – вы несколько раз посетили врача. Вам не оказали должную помощь в первый раз? Вы чем-то не удовлетворены?» Никто такого анализа не проводит.
Или наоборот: кто-нибудь заметил, что я за последние 20 лет практически не обращался за медицинской помощью, что я веду здоровый образ жизни и тем самым делаю благое дело для тех моих сограждан, которым не так повезло со здоровьем? Может, мне предложат в качестве бонуса бесплатный полис страхования от клещевого энцефалита? Ничего подобного. Наши отношения со страховой компанией обезличены, я ее не выбираю, да я ее вообще не знаю, потому что деньги ему плачу не я, а мой работодатель – государство в лице СибГМУ. И если мне что-то не нравится, я иду жаловаться в департамент здравоохранения или в ОНФ, но не к страховщику! Я даже не знаю, где он находится! Тем более я не знаю, куда тратятся мои – государственные! – деньги.
Коль скоро я являюсь носителем какого-то права, в данном случае права на бесплатную, в рамках ОМС, медицинскую помощь, я хочу знать, что кто-то обо мне помнит и заботится. И совершенно не важно, сколько раз он при этом придет в лечебное учреждение. Главное – зачем. Именно это для меня важно как для потребителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − шесть =