Владислав Береснев, агроэксперт

– Беспилотный комбайн – это уже осуществленная реальность. Беспилотные автомобили уже паркуются в наших городах в гораздо более сложных, чем полевые,  условиях. Поэтому большой сенсации в том, что осенью на поля Томской области выйдут первые беспилотные комбайны, я не вижу. На экономическую выгоду я тоже смотрю критически.  

Давайте посчитаем. За уборочную комбайн проходит в среднем 700 километров. Заявляемая эффективность беспилотного комбайна в более экономичной траектории движения – вместо 15 сантиметров захвата жаткой уже скошенной полосы нам декларируют 7 сантиметров. При длине жатки 7 метров имеем экономию в 1%. На горючем. На времени. На расстоянии. В итоге 7 километров в год. Впечатляет? Меня нет.

Второй эффект – зарплата комбайнера. Вы думаете, его не будет? Комбайнера, может быть, и не будет, но человек в кабине находится должен обязательно. И дело даже не в законодательстве, которое можно изменить. Дело в том, что есть масса параметров в управлении комбайном при уборке урожая, которые нужно отслеживать и корректировать в режиме реального времени. И потери там далеко не 1%. Да и банальные поломки никто не отменял. Так что на заработной плате тоже экономии не получить. В сухом остатке экономим максимум 10 тысяч рублей. В год! Сколько будет стоить система?

Так что беспилотный комбайн – это хайп, а не экономическая выгода. Поверьте, в сельском хозяйстве есть гораздо более сложные и гораздо более интересные в денежном выражении проблемы для цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =