О чем мечтают создатели томских пляшущих роботов

Статей на сайте: 43

Фото: Артем Изофатов

img_3753

«Одеть его – это целая эпопея!» – одиннадцатиклассницы Томского физико-технического лицея Анна Останина и Кристина Горлова натягивают модные джинсы и яркую жилетку на жужжащего что-то на своем электронном языке робота Станислава. «Как с ребенком с ним возиться приходится», – смеется преподаватель Ани и Кристины. Пара минут – и Стасик, как его ласково зовут девчата, готов танцевать. Под руководством юных техников и их учителя Анны Хомяковой делать ему это не впервой: задорные пляски электронного человечка не раз приносили медали областных и всероссийских соревнований по робототехнике.

«Ватрушки» всем по вкусу

В паре со Стасиком часто танцует и его напарник – Афанасий. Этот тандем роботов в декабре прошлого года настолько впечатлил главу региона Сергея Жвачкина, что он предложил девчонкам выступить со своими роботами на традиционном новогоднем губернаторском приеме.

– Мы выступили, – вспоминает Аня Останина. – Всего три минуты были на сцене. Из-за ярких софитов мы не видели, как реагируют зрители в зале, но нам потом рассказывали, что все были в восторге. Появление наших роботов стало настоящим сюрпризом.

Робототехникой учащиеся ТФТЛ занимаются уже несколько лет. С пятого класса у ребят начинаются обязательные занятия по предмету, с восьмого ходить на эти уроки можно по желанию.

– Сначала ребенок решает несложные задачи, – поясняет учитель информатики Анна Хомякова. – Например, робот видит стену и должен издать звуковой сигнал или развернуться. Постепенно задачи усложняются. Аня и Кристина всерьез увлеклись роботами классе в седьмом, и сразу в них проявилось что-то особенное, уникальное. Сначала они выиграли областной этап олимпиады по робототехнике, выходили на всероссийский уровень. В 2015 году девочки стали чемпионками области по робофутболу, ездили в Казань на федеральный этап соревнований. А потом вплотную взялись именно за танцующих роботов.

– Да потому что это прикольнее всего! Свой коллектив мы назвали «Ватрушки», – смеется Кристина.

– Наряды роботам мы придумываем сами, – рассказывает Аня. – Все зависит от музыки. Они у нас выступали и в народных костюмах, была и классическая версия – костюм-тройка с бабочкой. Подбираем движения, иногда сами их придумываем, иногда смотрим в Интернете видео с танцующими роботами и пытаемся повторить. Для каждых соревнований есть набор обязательных танцевальных элементов, за которые дают высокие баллы. Мы их отрабатываем, а потом додумываем переходы между ними.

В 2016 году «Ватрушки» выиграли Кубок губернатора по робототехнике и отправились в Москву на «Робофест». Тягаться силами пришлось со студентами-робототехниками со всей страны. Но так получилось, что школьники обошли учащихся вузов: первое место занял старшеклассник из Ханты-Мансийска, второе – Кристина и Аня.

– Мы туда ехали с одной домашней заготовкой: девочки могли написать программу танца под любую музыку. А на втором этапе они получили задание: за пять часов написать программу под заданную уже на месте музыку. Когда судьи объявили, что томские «Ватрушки» заняли второе место, мы не могли поверить, – рассказывает Анна Хомякова. – Чуть позже девочки выступили на региональном этапе RoboCup Russia в рамках III форума молодых ученых U-NOVUS, где заняли третье место.

– В этом году мы в RoboCup Russia не участвовали, – добавляет Аня. – Готовились к ЕГЭ. Зато ездили на «Робофест». Правда, заняли лишь четвертое место.

– Девочки вошли в четверку лучших команд страны! – подчеркивает Анна Хомякова. – Так получилось, что у нас во время танца робот дважды упал, и потому в призеры попасть не удалось. На соревнованиях было 19 команд со всей России, так что, я считаю, мы показали очень хороший результат.

img_3790

Не роботами едиными

На соревнованиях девочек и их педагога уже знают в лицо. Узнают их и на улицах – лучших юных робототехников Томской области часто показывают по телевизору.

– Даже в больнице медсестра, увидев меня, вспомнила, что мы – те самые «Ватрушки» с танцующими роботами, – улыбается Анна Хомякова.

В этом году девчонки оканчивают лицей. Позади – сдача ЕГЭ, впереди – поступление в вузы. Аня решила связать свою жизнь с программированием и мечтает поступить на факультет информатики ТГУ. А Кристина отправится покорять Москву, где хочет выучиться на архитектора.

– Мы учились в художественной школе, а я еще и в музыкальной по классу фортепиано, – говорит Аня. – Никакого противоречия я в наших увлечениях не вижу: даже в робототехнике нужно творчество, умение слышать музыку, чувствовать ее.

– Думаю, мое увлечение роботами поможет мне лучше реализовать себя в профессии архитектора, – добавляет Кристина. – Оно дало мне особую гибкость ума, умение работать в команде, понимание процесса конструирования.

– А я мечтаю заниматься программированием, – продолжает Аня. – Не именно робототехникой, а хочу писать программы под конкретные задачи.

Преподаватель Анна Хомякова уверена: для занятий робототехникой нужен талант и особый склад ума. Но и творческую нотку тут никто не отменял! В Кристине и Ане, по ее мнению, сложились все эти факторы.

– Я ставлю девочкам задачу, и они сами ее решают. Иногда даже готовый танец вижу только на соревнованиях, настолько они самостоятельные, – говорит Анна Александровна. – За эти годы мы все стали как семья. В этом году девочки покидают лицей, но смена им уже подрастает: есть две звездочки в седьмом классе, тоже с очень ярким творческим началом.

Музыка, художественная школа, робототехника… Все? Не тут-то было! За плечами у Кристины – пять лет занятий тхэквондо. Девочка даже становилась призером чемпионата Сибири. У Ани пока серьезных спортивных достижений нет, зато она попробовала себя и в теннисе, и в плавании, и в волейболе. Вот уже три года она занимается лыжными гонками в Центре олимпийской подготовки Натальи Барановой, выступает на областных первенствах.

– Мамы у девочек тоже очень активные и деятельные, поэтому Кристина и Аня просто не могли вырасти другими, – поясняет Анна Хомякова. – У нас бывали забавные случаи: звонили мамам с соревнований домой и рассказывали, что заняли второе место. А в ответ: «А почему не первое?»

Долгие годы провозившиеся с роботами девчонки умеют держать в руках отвертки и разбираются, куда какой проводок подсоединить. Вскрывать какую-то более серьезную технику им пока не приходилось, но сомнений нет, что и с починкой компьютера девчата справятся. Как когда-то справились и собрали робота, инструкция к которому была на корейском языке.

– Открыли коробку, там детали. Инструкции на русском языке нет, – говорит Анна Александровна. – Девочки две недели сидели, думали, собирали. Первый раз собрали неправильно, пришлось переделывать. Зато теперь у них это влет получается – набили руку.

– Да, тогда мы собрали нашего первого робота, назвали его Григорием, – смеется Кристина. – Он был из более старого набора, и танец у него не складывался, по-

этому мы с ним не выступали. Зато и Афанасий, и Стасик получились что надо. Однажды мы одного из них временно переконструировали под робота-девочку Евлампию для народного танца.

img_3696

От роботанцев до науки

Информатику Анна Хомякова преподает с 2008 года. Выпускница Томского педуниверситета в годы учебы с робототехникой дело не имела. Преподавателям приходится учиться этой науке самостоятельно и передавать полученные знания детям.

– Интерес ребят к робототехнике год от года растет. Все больше детей, которым хочется все попробовать, – говорит учитель. – Звездочек, влюбившихся в это дело, пока мало. Но мы, преподаватели, стараемся вести таких детей до 11-го класса, чтобы они смогли максимально развить свой талант. Чем старше ребята, тем более осознанно они к этому относятся. Если что-то не получается, всегда стараются проанализировать, почему. Да и нам самим постоянно нужно заниматься самообразованием. Информатика и робототехника не стоят на месте, а постоянно развиваются.

Сегодня в ТФТЛ работает базовая кафедра ТУСУРа, идет плотное сотрудничество с «Микраном». Проект позволяет со школьной скамьи отслеживать одаренных ребят, предоставляя им возможность заниматься в группах проектного обучения прямо на предприятии.

– Сейчас еще одна моя ученица – Катя – мастерит настольную квартиру. Это как кукольный домик, только в нем есть робот-уборщик и робот-охранник. Поедем в Казань представлять этот проект, – отмечает Анна Хомякова. – У нас в лицее робототехникой занимаются несколько преподавателей. Кто-то отвечает за робофутбол, кто-то – за роботов-спасателей, а я – за творческую составляющую. Все поставленные мною перед ребятами задачи исходят из требований соревнований. Так что мы еще потанцуем!

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 3 = 9