С Владимиром Касютиным познакомились зимой на семинаре, который проводило для журналистов районных СМИ Томское отделение Союза журналистов России. Человек фактически живет в поездах, самолетах и гостиницах и везде, везде, где только может, собирает информацию о состоянии современной российской печатной прессы. Диссертацию написал о формах и методах государственной поддержки отечественных СМИ. Собрал уникальную коллекцию из региональных газет, лучших проектов, статей, страниц. Никто лучше Касютина не знает о проблемах и перспективах российских газет. Именно поэтому, оглядываясь назад, на путь из 1 000 номеров и глядя вперед, в 20-летний юбилей «Томских новостей», мы решили, что никто лучше Касютина («Золотое перо России» все-таки!) не скажет о том, как газете жить дальше.

И последние стали первыми

Зарекался не спорить, но опять ввязался в дебаты, когда услышал: «Разве кто-то читает эти ваши газеты?» Дело было в регионе, где с прессой плохо.

Пора честно признать: есть места, где газеты угробили. Кто? Непассионарные редакторы. Корыстные равнодушные чиновники. Рыхлое профессиональное сообщество. Как правило, население «опресненной» местности уверено, что «везде одинаково» – все газеты вселенной заполнены хламом и используются бабушками исключительно для растопки дров, а дедушками – для сушки мокрых сапог.

Как бы ни ширилась зона покрытия Интернетом, массовый пользователь не намерен искать нечто, способное поколебать его представления о мире.

Мы, журналисты, тоже хороши. С пеной у рта отстаиваем позавчерашнюю логику: раз областным газетам плохо, районкам должно быть еще хуже или что столичные газеты априори лучше региональных.

Всё меняется, и последние стали первыми. Самый устойчивый формат тот, что ближе к аудитории и географически, и социально.

Про блогеров и журналистов

– Да я сам журналист, у меня во «ВКонтакте» 15 тысяч подписчиков, – втолковывал провинциальный босс локальным золотым перьям и объективам, корил: – А вы всемером делаете газету тиражом 500 экземпляров.

Его коллега по полномочиям оставил в штате большого издания двух человек: «Для Интернета достаточно, – и пригрозил разогнать маленькие редакции: – Идите в сети!» Третий приказал помощникам отвечать на каждый комментарий в «Инстаграме» и схватился за голову через сутки. Четвертый взял за правило распекать подчиненных по сигналам, полученным в «Одноклассниках».

Приятно, конечно, что нашего полку прибывает и начальники секут в трендах, но не след забывать, к чему приводит отрыв от масс. Не спешите хоронить газеты, пока не поженились «Телеграм» и село.

Кто милее модному и продвинутому господину: порхающие на безопасной дистанции посланники будущего или вечно ноющие и чего-то требующие традиционные журналисты? Ответ очевиден. Но где на муниципальном уровне ты найдешь других профессиональных коммуникаторов?

Пока вы делаете первые шаги в общении без посредников, газетчики, стремясь остаться нужными людям, взваливают на себя всё большее бремя, подменяя инертные службы. Сначала – почту, потом – культуру, далее – социалку… Хорошая редакция опять строит жизнь по Ленину – и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Кто влиятельнее на ввереной вам территории: 500 семей плюс весь этот оффлайн или размазанные по тарелке мира 15 тысяч френдов (френдесс)?

Спуститесь на землю, посмотрите, что стало с вашим предшественником. Тоже хайповал, пока не сбили корону, а потом и подписчики разлетелись. Да что подписчики, в тех местах, где он теперь обитает, лайки – слабое утешение.

– У вас прекрасная молодая газета, в которой сохраняются традиции качественной российской журналистики, в которой много материалов для вдумчивого чтения. Как бы ни был оперативен и интер­активен Интернет, именно поэтому он не способен заменить хорошую газету. Так что желаю «Томским новостям» еще многих лет творческой, плодотворной «бумажной» жизни!

Про необходимость газет идти в Интернет

«Вам же интересны только газеты», – сказала с ноткой пренебрежения околомедийная чиновница. Телерепортер демонстративно покинул аудиторию: «Тут исключительно для газетчиков».

Наивные товарищи по-прежнему делят профессию на загоны. Не затягивай вожжи, кто знает, куда завтра тебя занесет птица-тройка!

Мы говорим о газетах, подразумевая совсем иное. Дело не в бумаге и красках, в отношении к себе и другим людям.

Не может хороший человек делать плохую газету – это факт. Но что такое плохая газета? Выложи в Интернете старомодные полосы, и к ним, как к дармовой колбасе, сбежится свора всезнаек, раздерет в клочья. Значит ли это, что она никому не нужна?

Я размышлял, кто успешен в нашем бизнесе, а кто терпит фиаско. Возможно, издательские потери связаны не с технологиями, а с температурой. Исчезают умные, но холодные, живут дольше те, кто попроще, но потеплее.

Наш человек, несмотря на суровый климат, а может, благодаря ему, горячий. Читатели готовы простить газетам неловкую верстку, плохую дикцию и отсутствие жала, не терпят отстраненности, высокомерия, равнодушия.

Богатые в силах позволить себе любые капризы. Можно быть мудрым, а можно годами лепить к помойкам фиговые листки, подобные размалеванным баннерам на разваливающихся объектах. Небогатые обречены жить колхозом, но близость к читателю – не повод к бессмертию.

В конце прошлого века профессионалы с дипломами хихикали над дилетантами с рекламными самопалами, пока те не откусили большой кусок издательского пирога.

Сегодня газетчикам наступают на пятки предводители доморощенных пабликов. У них нет миссии и навыков ремесла, но есть повышенная температура. Не спи, замерзнешь!

В качестве постскриптума

(от редакции «ТН»)

Наша газета обновила дизайн своего сайта, а скоро обновится и содержание.

Мы стали еще красивее и приятнее. Если раньше сайт «Томских новостей» выглядел скорее как электронная версия газеты, то теперь это полноценный самостоятельный ресурс с мобильной версией. А со временем у него появится своя редакция.

Переход на новые визуальные формы – насущная потребность. И без того посещаемый ресурс теперь увеличит количество пользователей. Кроме того, на сайте будет изменена форма подачи материалов. Появятся фоторепортажи и инфографики.

Как и прежде, «Томские новости» будут делать упор на аналитические материалы, пристально отслеживающие проблемы нашей области. Кроме того, мы продолжим рассказывать вам захватывающие истории о жителях и гостях региона.

Оценить новый дизайн «Томских новостей» можно уже сейчас по ссылке tomsk-novosti.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 6 = 3