Накануне профессионального праздника мы встретились с руководителем Ассоциации предприятий легкой промышленности Томской области Станиславом Олтаржевским, который рассказал о переменах и достижениях, случившихся за год как у его коллег, так и на его собственной фабрике «Ронокс».

Кто-то – царь горы, а кто-то с горочки спустился

– Станислав Русланович, какие предприятия представляют сегодня основу томской легкой промышленности?

– В бизнесе существует такое понятие, как договорибельный партнер, то есть с кем можно конкретно договориться. А остальные если и существуют на рынке, то никак себя не афишируют. Ситуация сегодня в нашей отрасли непростая: в страну идет большой поток импорта, и каждое предприятие, чтобы не пересекаться с конкурентами, ищет собственную нишу.

В нашем регионе сегодня наиболее заметными, кроме «Ронокса», являются швейные фабрики «Царина» и «Тайга», ООО «Лантана», швейное производство Dekos, Томский завод резиновой обуви, асиновский «Капитал-Связь». Это те, кто выжил в лихие 90-е и в начале нулевых. Плюсы-минусы, конечно, есть у каждого из нас, но в бизнесе это нормально.

– А как они сегодня себя чувствуют?

– Например, компания Dekos занимается изготовлением спецодежды и униформы на протяжении уже 25 лет. Его дизайнеры создают корпоративный стиль для предприятий. Заказы поступают от томичей, новосибирцев, кемеровчан. Правда, в текущем году у предприятия есть небольшой просев, возможно, это связано с возросшей финансовой нагрузкой из-за кредитов, взятых под модернизацию в прошлом году производственной базы.

– А что можете сказать про «Царину»?

– У нее дела идут в гору. Фабрика закупила современное оборудование из Китая. Обновленная материальная база позволила повысить производительность труда.

Основной упор «Царина» делает на изготовление мягкой новогодней упаковки. Именно она дает до 80% ежемесячных заказов. На втором месте – домашняя обувь и флисовые изделия. Регионом сбыта томской «Царины» является вся Россия.

Такая вот вам розница

– А «Ронокс» чем прирос за год, не отразилась ли на вашем предприятии наблюдаемая в отрасли стагнация?

– Нет, у нас есть рост, потому что мы создали в свое время уникальный бизнес, торгуя обув­ными изделиями в розницу. А если работать оптом, то выживать сегодня очень сложно. Тем более что сейчас в России опт на добротную, качественную обувь просто отмирает: оптовики стараются торговать чем-то недорогим.

Но думаю, что-то в ближайшее время ситуация на рынке поменяется, учитывая препоны, чинимые США Китаю. Американцы подняли для китайского производителя пошлину на 25%, в то время как Вьетнам отправляет им свой текстиль с нулевой ставкой. Так, впрочем, происходит с Лаосом и Камбоджей.

Повторюсь: сейчас у китайских предприятий, ориентированных на Америку, очень большие проблемы, которые заставляют производителей переориентироваться на другие регионы, в том числе и на Россию. Хотя еще полгода назад США закупали в Поднебесной товары легкой промышленности на миллиарды долларов. Видите, ничего нет постоянного в отрасли, кто-то же из остряков подметил в свое время: «Такая тяжелая легкая промышленность…»

Засохший маркер

– Действительно, такого количества парадоксов и противоречий, сколько наблюдается в легпроме, трудно найти. Какие были споры по поводу импортозамещения и борьбы с контрафактом! На отраслевую продукцию, как в свое время на меха, планировалось ввести с 1 июля текущего года маркировку. А что на самом деле сегодня слышно, Станислав Русланович?

– А ничего не слышно, потому что мы опять все не готовы. По этому поводу в Москве была конференция легковиков, но пока всё отложили до 1 февраля 2020 года, та как нет полной ясности. Под маркировку подпадает одежда из натуральной и композиционной кожи, блузки, трикотаж, пальто, куртки, ветровки, а также постельное, столовое, кухонное и туалетное белье.

Может, сейчас всё и поменяется с введением маркировки на обувь с 1 июля 2019 года. Правда, и здесь у моих коллег до сих пор нет четких понятий и согласований с налоговой, таможней, Роспотребнадзором. Многие производители обуви зарегистрировались в компании «Честный знак», но пока и там нет единого мнения и единого механизма действий.

– Что сегодня вам, как руководителю раскрученного бизнеса, доставляет наибольшую головную боль? Нехватка оборотных средств, недоступные кредиты или…

– Дефицит инженерно-технического состава. И самое парадоксальное заключается в том, что эта проблема почти нерешаема. Сейчас кадры для легкой промышленности перестали готовить в Новосибирске, хотя раньше именно там мы присматривали себе технологов, модельеров. Сейчас все хотят работать менеджерами, никто не хочет идти на производство. Даже в Москве днем с огнем не найти главного инженера с зарплатой в 250–300 тысяч рублей, а менеджера за 30 тысяч – спокойно. Вот что это за нестыковки такие? Хорошего продажника найти можно, а технаря – нет.

Все понимают, что легкая промышленность – это довольно сложное производство, и сегодня я не приведу ни одного примера, кто бы захотел добровольно с нуля осваивать эту нишу. Лично я сейчас ни за что бы не решился на такой шаг, уж слишком это замороченное занятие, хотя и очень интересное, классное дело.

Круглогодичные кроссы

– Если вернуться к Китаю, какие идеи по поводу новой коллекции вы привезли?

– Сегодня в моде нет особых веяний. Весь мир уже давно и прочно перешел на спортивную, удобную и комфортную обувь для повседневной носки. Правда, не все кроссовки и кеды можно отнести к спортивному направлению, уж слишком они наворочены. А Россия сейчас просто догоняет общемировые тренды. Мы тоже вносим в этот процесс свою лепту.

Для этого на выставке закупили крупную партию кроссовок для подростков и женщин по очень привлекательной цене – прямые поставки от производителей позволяют нам снижать стоимость изделия. Сейчас у всех производителей идет ценовая борьба между качеством и стоимостью товара.

Вскоре на прилавках сети «Ронокс» появятся кроссовки из кожи, замши, сетки, причем на любой сезон: если это зимняя обувь, то наши продавцы предложат кроссовки с мехом наружу или просто утепленные. В нашем регионе все это очень востребовано.

А какая подошва у новинок! Есть кроссовки двухслойные, с внутренними платформами, облегченные из вспененного каучука, со стельками, имеющими ортопедические особенности стопы, с прослойками… В каждой паре всё продумано буквально до мелочей. Первую партию мы ждем уже к августу.

– Согласна, что в нашем молодежном городе такая продукция будет востребована. А нам, предпочитающим классику, можно ли робко надеяться на привычные сапожки и ботинки?

– Даже не переживайте! Для такой категории сибирячек, а наши магазины торгуют обувью не только в Томске, но еще и в Северске, Стрежевом, Новосибирске (здесь к уже открытым шести магазинам планируем прибавить еще три), Ханты-Мансийске, Нижневартовске, мы закупили новую коллекцию у производителя Моlka – это классические сапоги из натуральной кожи или замши с высоким голенищем и внутренней отделкой из евромеха. У них увеличена платформенная часть с учетом суровых русских зим и очень устойчивые каблуки. Фишка этих изделий – простота и качество, без всяких излишеств.

А вообще сейчас производители обуви стали использовать вместо натурального меха натуральную шерсть, что существенно снижает себестоимость изделия. Да и вид у них становится современным и презентабельным.

– Помимо обуви вы постоянно наполняете торговую сеть аксессуарами – ремнями, сумками и рюкзаками для мужчин и женщин. Не планируете расширять ассортимент дополнительными товарами легпрома?

– С этого года во всех наших магазинах и торговых центрах появилась возможность покупки сопутствующего товара: к сумкам на любой цвет, форму и возраст продавцы-консультанты помогут подобрать качественную женскую майку или футболку по вполне демократичной цене. А совсем скоро мы предложим томичкам фабричные пуховики, ориентированные на европейских и американских модниц. Пробная партия поступит в торговую сеть «Ронокса» в конце июля, вторая подойдет в августе-сентябре. Уверяю вас: мы закупили очень качественную продукцию.

А сейчас во всех торговых точках проходит акция: при покупке одной пары действует скидка в размере 10%, при покупке второй – 20%, третьей – 30%. Срок действия акции заканчивается 15 июня.

– Станислав Русланович, над чем сейчас работают ваши цехи?

– Над выпуском зимней коллекции – это женская, мужская и подростковая линейки.

– В преддверии профессионального праздника что желаете себе и коллегам?

– Самое главное в нашей жизни – здоровье, а еще побольше позитивных моментов.

На правах рекламы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 2