Святослав Перехожев:
О стратегии краеведческого музея

Святослав Перехожев

Святослав Перехожев, новый директор областного краеведческого музея, совладелец сети кофеен Prado

– У краеведческого музея много проблем: отсутствие фондохранилища (фонды хранятся на территории выставочных залов), недостаточная материально-техническая база, низкая материальная мотивация людей. Есть проблемы и в управленческой структуре.

Но, на мой взгляд, одна из главных проблем – у музея нет идеи, бренда. В сознании большинства людей музей – это скучно. «Последний раз я ходил в музей, когда учился в школе» – говорят многие мои знакомые. И это отношение предстоит переломить.

Как? Непросто. Музей должен стать динамичным, наладить коммуникацию со всеми группами общества. И в первую очередь –

с детсадами, школами, вузами. Музей должен быть интерактивным, я говорю как о технических средствах, так и о драматургии выставок. В фондах много интересного – дело в правильной подаче информации. Необходимо увеличивать присутствие в социальных сетях, модернизировать сайт.

На Западе есть интересный опыт, который, думаю, можно реализовать и у нас ,– клубы друзей музеев. Для людей, которые покупают абонемент на год, разрабатываются специальные программы – они активно вовлекаются в культурную жизнь.

Уже сегодня наш музей открыт к сотрудничеству с творческими людьми: можем показать, дать сфотографировать любую вещь из фондов. Это может послужить источником вдохновения как для людей творчества, так и для бизнесменов. Я слышал о предпринимателях, которые наладили выпуск сувенирной продукции по мотивам кулайской металлопластики. На мой взгляд, прекрасная идея. Их должно быть больше. И сам музей должен заняться выпуском сувениров, для многих музеев во всем мире это одна из статей дохода.

Еще один важный момент – обслуживание посетителей. Человек должен получать удовольствие от посещения музея, чувствовать себя желанным гостем. Очень важно, как его встретили, куда направили и что рассказали. Вы же не пойдете второй раз в кафе, где с вами не были любезны? И мне бы хотелось, чтобы люди в музее чувствовали себя комфортно.

С недавних пор краеведческий музей носит статус автономного некоммерческого учреждения: деньги из областного бюджета выделяются только на зарплаты и коммунальные платежи, на развитие предстоит зарабатывать самостоятельно. Путей получения дохода не так много: увеличение количества коммерческих выставок и участие в грантовых и целевых программах. Значит, вопрос привлечения новых посетителей важен как никогда. Да, музей не бизнес в классическом понимании. Но ему, как любой отрасли, сегодня необходимы современные маркетинговые решения.

 

Необычную косторезную мастерскую организовали в Томске молодой предприниматель Алексей Степанов и художник Сергей Добрынин. Она занимается изготовлением этнических сувениров по мотивам археологических находок, обнаруженных учеными на горе Кулайка в Чаинском районе области в 1920-е. При этом цель тандема – не просто заработать деньги на популярной сегодня этнике, но позиционировать кулайское наследие как один из брендов Томской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 4 =