Инна Тубалова, доктор филологических наук, профессор ТГУ

– Томская пользовательница Интернета с негодованием высказалась на тот счет, что телефонные разговоры ее раздражают и, вообще, в наше перенасыщенное информацией время нефункционально тратить его на долгие объяснения. Так, может, действительно стоит отказаться от телефонного общения? Выскажу свою точку зрения как специалист.

Коммуникация по телефону и по Интернету значительно отличается. Телефонное общение – это общение устное, а интернет-взаимодействие – особый вид письменной связи. Конечно, здесь все индивидуально, многое зависит от привычек, условий, в которых человек живет, от поколенческих параметров и так далее. В последнее время дрейф в сторону письменной коммуникации существенно усиливается. Но как у письменной, так и у устной коммуникации есть определенные преимущества.

Специалисты отмечают, что различия между письменной и устной речью заключаются в том, что при выражении мысли используются разные вербальные и невербальные средства. То, что мы не можем выразить словами, мы можем выразить другими средствами – с помощью интонации, знаков, жестов. Психологи утверждают, что до 60% информации, а в ряде случаев и больше передается не словами, а другими выразительными средствами.

По телефону мимики и жестов не видно, но активно работает интонация, мы слышим изменения голоса собеседника, «читаем» паузы, связанные, например, с тем, что ему трудно подобрать слова, вздохи, незаметные для него самого.

В письменной речи необходимые для полноценного общения невербальные знаки иные. Но интернет-коммуникация стремится обеспечить все функции живого непосредственного общения, поэтому активно подстраивается под эти потребности, и появляются всевозможные смайлики, картинки, жирные и цветовые выделения, использование крупного шрифта и так далее, которые позволяют сделать интернет-общение более удобным для выражения мысли.

Одно из явных преимуществ письменного общения, сохраняющегося в интернет-коммуникации, заключается в том, что она все же позволяет немного подумать, прежде чем нажать кнопку для отправки сообщения в соцсетях. У того, кто пишет свой текст, есть возможность что-то поправить, стереть, а по телефону действует принцип «слово не воробей», что сказал, то и сказал. Кроме того, в интернет-общении легче контролировать эмоции.

Еще один важный момент – ролевые позиции участников общения. Что это значит? У каждого выработаны свои принципы общения. С друзьями они одни, с деловыми партнерами – другие. С каждым мы общаемся определенным образом, используя какие-то привычные слова, фразы. В технически ограниченной группе соцсетей, где цель общения задана самими условиями создания этой группы, то же самое, есть определенные принципы, которые в письменной форме поддерживать легче. По телефону это делать тяжелее.

Однако телефонное общение позволяет лучше адаптироваться к настроению собеседника. Человек слышит интонацию и может в соответствии с ней перестроить разговор в самом процессе общения. Во время письменной коммуникации человека не видно и не слышно, возможности общения меньше. Вариативность телефонного общения больше.

Поэтому вывод какой? Телефонная коммуникация, конечно, значительно сократила свои функции, но она должна сохраниться. И не только для людей старшего поколения, для которых такой вид общения более привычен, но для всех поколений, когда есть такие обстоятельства или темы, которые лучше обсудить по телефону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

31 + = 39