Инна Тубалова, доктор филологических наук, профессор ТГУ

– Томская пользовательница Интернета с негодованием высказалась на тот счет, что телефонные разговоры ее раздражают и, вообще, в наше перенасыщенное информацией время нефункционально тратить его на долгие объяснения. Так, может, действительно стоит отказаться от телефонного общения? Выскажу свою точку зрения как специалист.

Коммуникация по телефону и по Интернету значительно отличается. Телефонное общение – это общение устное, а интернет-взаимодействие – особый вид письменной связи. Конечно, здесь все индивидуально, многое зависит от привычек, условий, в которых человек живет, от поколенческих параметров и так далее. В последнее время дрейф в сторону письменной коммуникации существенно усиливается. Но как у письменной, так и у устной коммуникации есть определенные преимущества.

Специалисты отмечают, что различия между письменной и устной речью заключаются в том, что при выражении мысли используются разные вербальные и невербальные средства. То, что мы не можем выразить словами, мы можем выразить другими средствами – с помощью интонации, знаков, жестов. Психологи утверждают, что до 60% информации, а в ряде случаев и больше передается не словами, а другими выразительными средствами.

По телефону мимики и жестов не видно, но активно работает интонация, мы слышим изменения голоса собеседника, «читаем» паузы, связанные, например, с тем, что ему трудно подобрать слова, вздохи, незаметные для него самого.

В письменной речи необходимые для полноценного общения невербальные знаки иные. Но интернет-коммуникация стремится обеспечить все функции живого непосредственного общения, поэтому активно подстраивается под эти потребности, и появляются всевозможные смайлики, картинки, жирные и цветовые выделения, использование крупного шрифта и так далее, которые позволяют сделать интернет-общение более удобным для выражения мысли.

Одно из явных преимуществ письменного общения, сохраняющегося в интернет-коммуникации, заключается в том, что она все же позволяет немного подумать, прежде чем нажать кнопку для отправки сообщения в соцсетях. У того, кто пишет свой текст, есть возможность что-то поправить, стереть, а по телефону действует принцип «слово не воробей», что сказал, то и сказал. Кроме того, в интернет-общении легче контролировать эмоции.

Еще один важный момент – ролевые позиции участников общения. Что это значит? У каждого выработаны свои принципы общения. С друзьями они одни, с деловыми партнерами – другие. С каждым мы общаемся определенным образом, используя какие-то привычные слова, фразы. В технически ограниченной группе соцсетей, где цель общения задана самими условиями создания этой группы, то же самое, есть определенные принципы, которые в письменной форме поддерживать легче. По телефону это делать тяжелее.

Однако телефонное общение позволяет лучше адаптироваться к настроению собеседника. Человек слышит интонацию и может в соответствии с ней перестроить разговор в самом процессе общения. Во время письменной коммуникации человека не видно и не слышно, возможности общения меньше. Вариативность телефонного общения больше.

Поэтому вывод какой? Телефонная коммуникация, конечно, значительно сократила свои функции, но она должна сохраниться. И не только для людей старшего поколения, для которых такой вид общения более привычен, но для всех поколений, когда есть такие обстоятельства или темы, которые лучше обсудить по телефону.

Сведения на вес золота

Махорочная прима

Летом запахло

Короткое лето – большие планы

Когда жить красиво!

Семья – наша!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 − 18 =