О том, как инновационная технология возвращает детям детство

На гребень общественного внимания «сиротскую» тему поднял принятый в декабре Госдумой закон Димы Яковлева. Телеэкраны захлестнула волна страшилок: сюжеты про массовые возвраты в детдома взятых на воспитание ребятишек, про опеку, отбирающую чад у любящих, но бедных родителей или, наоборот, не изымающую детей из чудовищных условий, зазвучала статистика о стремительно растущем социальном сиротстве…

Как обстоят дела в реальности и какие шаги действительно могут переломить ситуацию? Эти вопросы «ТН» адресовали начальнику Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Оксане Кравченко.

Минуя казенный дом

– В Томской области 5 651 ребенок остался без попечения родителей, 80% – социальные сироты. Более 44% воспитываются под опекой, 36% – в приемных семьях, в детдомах – менее 20%. То есть восемь из десяти детей, оставшихся без родителей, живут в замещающих семьях. Ежегодно в области усыновляется от 70 до 80 детей (в 2012 году – 52). За последние пять лет усыновлены 352 ребенка, причем 77% – российское усыновление.

Мы стараемся передавать детей в замещающие семьи как можно раньше, минуя казенное учреждение. Но «раздать всех» невозможно. Не секрет, что наиболее охотно на воспитание берут малышей (до 10 лет), причем здоровеньких и с сохранным интеллектом. А в наших детдомах 58% воспитанников старше 11 лет, 43% – с задержкой психического развития, 14% – с умственной отсталостью, 11% – с инвалидностью.

Ищем новую семью

– Сейчас много говорят о возвратах детей приемными родителями. Какова статистика у нас?

– В 2012 году из замещающих семей возвращено 105 ребятишек – это 2,3 % от числа детей, которые живут в замещающих семьях. Конечно, любой такой возврат – сильнейший стресс для ребенка…

– Причины?

– В 50–60% случаев – поведенческие расстройства приемных детей, сложности взаимоотношений (чаще всего в переходном возрасте), а также неисполнение опекунами своих обязанностей. Бывает и другое: например, резко ухудшается состояние здоровья опекунов, умирают или разводятся замещающие родители либо кровные возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливаются в родительских правах…

Внедрение этой технологии позволило за четыре года в 1,7 раза сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав, втрое уменьшить долю безнадзорных детей, за 2013–2015 годы мы планируем сократить ее еще в 1,3 раза.

Но в детский дом, как правило, попадают только 20–30% таких ребятишек, остальным детям удается найти новую семью.

– Можно ли как-то сократить число возвратов?

– Над этим надо работать – постоянно, профессионально. В 2012 году в школах приемных родителей у нас прошли подготовку 623 кандидата в папы-мамы (в 2011 году – 579), 2,5 тыс. замещающих семей находятся на сопровождении наших специалистов (в 2011 году – 865). Результаты этой работы очевидны, но все это – борьба с последствиями сиротства. Мы считаем гораздо более важным сохранить для ребенка кровную семью.

Не допустить беды

– И в этой области Томск является в некотором роде новатором…

– Да, у нас разработана (и уже доказала свою эффективность) система профилактики социального сиротства.

Ведь большинство традиционных механизмов защиты ребенка включаются лишь на стадии глубокого семейного кризиса. Рейды с милицией, наложение на нерадивых родителей штрафов, изъятие ребенка из семьи – и вот у нас новый, а то и несколько новых социальных сирот. Основной объем социальной помощи предоставлялся семье также по факту ее отнесения к социально неблагополучной категории. И внушительный пакет госгарантий имеет лишь «статусный» ребенок, то есть официально признанный оставшимся без попечения родителей. Беда в том, что все эти средства маму и папу ему не заменят…

Аксиома социальной работы: предотвращать беду несравнимо эффективней, чем исправлять ее тяжелые последствия. Для этого нужно «перевернуть пирамиду». Мы стали развивать раннее реагирование на проявления детского и семейного неблагополучия, учить специалистов современным методикам помощи семье и детям, чтобы они действовали не по наитию, а грамотно и профессионально. У нас кардинально изменился механизм межведомственного взаимодействия в сфере помощи семье и детям.

 Реагировать моментально и профессионально

– Как это выглядит на практике?

– В основе лежат три простых и очевидных постулата: когда ребенку требуется помощь, реагировать необходимо моментально, действовать слаженно и работать не только с ребенком, но и со всем его окружением. Искать в семье ресурсы, стимулировать точки опоры.

Разработан алгоритм межведомственного взаимодействия, реагирования на случай нарушения прав и интересов ребенка. Четко определено, кому передавать сигнал о неблагополучии, кто должен изучить ситуацию в семье (это опека), как составить индивидуальный план защиты ребенка и как все ведомства (опека, медики, педагоги, социальные работники) должны по нему работать. Координирует исполнение плана, отслеживая динамику ситуации, так называемый куратор случая – он сопровождает семью на всем реабилитационном маршруте…

Сегодня у нас работает 91 такой специалист, но, чтобы полностью закрыть потребность, требуется увеличить их число до 115–120.

Эта технология внедрена на всей территории области. На 1 января 2013 года индивидуальной работой по месту жительства были охвачены 1 737 детей из 953 семей.

Тысяча спасенных семей

– И каковы результаты?

– В 2012 году работа со случаем была проведена в 1 028 семьях (с 1 952 детьми), в связи с устойчивой положительной динамикой закрыты 95% случаев (977 семей с 1,8 тыс. детей), возвращены в кровные семьи из приютов 1 202 ребенка.

Внедрение этой технологии позволило за четыре года в 1,7 раза сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав (соответственно, на столько же стало меньше вновь выявленных сирот), втрое уменьшить долю безнадзорных детей (с 3,2% от общей численности детского населения до 1,07%), за 2013–2015 годы мы планируем сократить ее еще в 1,3 раза (до 1 630 человек).

Динамика сокращения уровня социального сиротства в Томской области заметно превышает аналогичный показатель по России. И, кстати, значительная часть томского опыта уже нашла отражение в утвержденной президентом «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

В 2012 году адресной индивидуальной работой по месту жительства семьи были охвачены 3 592 ребенка из 1 930 семей. Вновь открыты случаи в 1 028 семьях, воспитывающих 1 952 ребенка. Среди них 405 семей (39,4%) выявлены на ранних стадиях семейного кризиса. Оказана помощь и сняты с обслуживания 977 семей (в них 1 855 детей): закрыты случаи в связи с улучшением положения в семье в отношении 1 488 детей из 753 семей (77%); в отношении родителей из 89 семей с 130 детьми состоялось лишение или ограничение их в правах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + одиннадцать =