Министр просвещения России Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании высказалась за то, чтобы в оценке достижений школьников по изобразительному искусству, музыке и физкультуре отказаться от балльной системы с пятерками и двойками, оставив лишь два критерия: зачет – незачет. По словам министра, у всех разные способности, и в некоторых случаях важен не столько результат, сколько количество потраченных усилий, трудолюбие.

Александр Сайбединов, директор Губернаторского Светленского лицея, народный учитель Российской Федерации

Я поддерживаю предложение Ольги Юрьевны. Мы отметки по предметам художественно-эстетического цикла не ставим с 1995 года. Система оценивания существует, но она несколько иная, нежели общепринятая.

В чем ущербность существующей системы? Если судить по отметкам на уроках физкультуры, музыки, рисования, то мы давно живем в стране сплошь талантливых художников, музыкантов, спортсменов, потому что в школе в большинстве ставятся положительные оценки. На самом деле это не так, поскольку творчество – сложный и сугубо индивидуальный процесс. И если ребенок решил учиться за отметку, это неправильно. Мы отменили отметочную систему, а рейтинг предметов творческого цикла самый высокий. Более того, система измерений по пяти баллам не только устарела и архаична, она сдерживает развитие ученика и всей системы образования. Так что предложение Ольги Юрьевны правильное, и это надо было сделать еще 20 лет назад.

Мотивация ребенка к учебе не должна быть мотивацией к отметкам. Она должна быть заложена в качестве предмета, в том, насколько он интересен ученику. В нашем лицее ученики идут на уроки не за отметку. Они идут за поиском того, что им близко, в чем они могут реализоваться и раскрыть свои способности.

Представим себе диалог учителя и ученика, который лишен не совсем объективной системы оценивания. В нынешней системе координат этот диалог измеряется по качеству итоговой отметки. Но если этот оценочный показатель убрать, перед учителем и учеником возникает совсем другой механизм взаимоотношения – потребность в мотивации. Как сделать, чтобы тема была интересной? Как добиться результата? Когда учитель поставил отметку (двойку, тройку или четверку), на этом качество диалога подытоживается. Когда отметки нет, диалог только развивается.

В то же время отметки можно оставить по тем дисциплинам, где без них не обойтись. Это дисциплины научно-технического и математического цикла. Там другая шкала оценивания. Понятия «отличник» и «не отличник» несколько разнятся и нет акцента на морально-нравственно-воспитательный аспект. Отметка не должна быть средством воспитания. Вдохновение измерить невозможно. Воспитание должно быть вложено во что-то другое, в отношения, например. А отметка – это как антропометрия: рост такой-то, вес такой-то – чисто формальные показатели.

К тому же в школе и вузах разная оценочная система по математике, физике, химии, биологии. В школах – 5-балльная, в вузах – 100-балльная. Равно как и в ЕГЭ: итоговые знания оцениваются по 100-балльной шкале, а текущие – по 5-балльной. Это несоответствие измерителей очевидно, так что инициатива министра образования заслуживает внимания и требует скорейшего воплощения.

Правда, тут есть некоторое опасение. Предметы, о которых говорит министр, и сейчас последние в системе образования. А перевод на «зачет – незачет» многие могут понять так, что они не нужны вовсе. Этого нельзя допустить, так как идет повсеместное наступление искусственного интеллекта и уменьшается востребованность биологического интеллекта. Поэтому очень многое зависит от директоров школ, как они поймут посыл министра образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 8 = 1