Мнение
15.02.2019

О том, почему распределение – это хорошо

Статей на сайте: 16969

Грядут изменения в системе распределения специалистов. Правительство составило перечень специальностей, по которым будет вестись целевое обучение. В него включены 500 профессий. По окончании высшего учебного заведения выпускник должен будет пойти работать по специальности в тот регион, где на него есть спрос. Все это напоминает советскую систему распределения. Но так ли это плохо?

Вячеслав Новицкий, профессор, ректор СибГМУ с 1997 по 2014 год

Это абсолютно правильное решение! Я довольно часто критикую новшества в образовании и здравоохранении, но о том, что нужно вернуться к советской системе при распределении именно специалистов-медиков, я говорил в годы своего ректорства на всех уровнях – в министерстве, у того же Медведева на совещаниях и т. д. Почему? Потому что медицина – совершенно специфическая отрасль, где человек, оканчивающий вуз и приобретающий врачебную специальность, просто обязан проработать какое-то время на селе, чтобы стать настоящим доктором. В городе это практически невозможно, так как молодой специалист будет все равно под контролем более опытных наставников. А там, в деревне, где он остается один на один с пациентом, он вынужден учиться всему самостоятельно, получать консультации, читать специальную литературу и т. д. Еще с императорских времен земский врач был стержнем оте­чественного здравоохранения.

Возвращение к распределению – это эффективный способ решения кадровой проблемы. Не секрет, что у нас на периферии катастрофически не хватает врачей. Во время своего ректорства я много общался с абитуриентами, которые поступали в наш вуз. Спрашивал: «Почему вы идете именно в медицинский?» «Потому что это благородная профессия», – отвечали мне. Но это надо подтверждать на деле – ехать на село и работать! Кстати, многие из тех, кто когда-то прошел эту школу самостоятельности, стали блестящими организаторами, клиницистами.

Никакие проекты типа «Земского доктора» не помогут избавиться от дефицита врачей. Проблему можно будет решить только тогда, когда человек будет знать, что он выбирает профессию колоссальной социальной значимости, получает ее бесплатно, и по окончании вуза должен поехать по назначению и отработать деньги, вложенные государством в его обучение, и отдать свой долг обществу.

Вторая сторона вопроса. Она касается неравенства студентов. Конкурс на врачебные факультеты в престижные медицинские вузы огромный, около 20 человек на место. И вот кто-то попадает на бюджет, а кто-то ничуть не хуже, но недобрал каких-то десятых балла, платит деньги за обучение и все 6 лет учится даже лучше. А потом они оказываются в одной больнице, и платник резонно спрашивает, почему он свое право оказаться здесь заработал своей усердной учебой и тем, что родители заложили дом, чтобы дать ему хорошее образование, а бесплатник получил его на всем готовом, еще и стипендию получал, а на село не поехал. Я никогда не понимал, почему тем, кто учится за счет бюджета, еще и стипендию надо платить. У всех должны быть равные права.

А еще есть категория целевиков. Абсолютно неуправляемая. Выпускника посылают учиться, чтобы он вернулся, он поступает по особому конкурсу, оканчивает вуз, но в родные пенаты не возвращается. Человек, поступающий в вуз, должен подписывать договор со всеми его обязательствами, это все равно что взять кредит на обучение.

Но и крепостного права из распределения делать не стоит. СибГМУ – университет очень высокого уровня. И он должен обеспечивать специалистами не только Томскую область. На мой взгляд, в стране должно быть пять-шесть элитных медицинских вузов, которые должны отбирать лучших абитуриентов и готовить кадры для таких же элитных медучреждений. В отдаленной сельской больнице такого выпускника использовать неэффективно.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 5