Два взаимоисключающих законопроекта внесены на рассмотрение в Госдуму. Один подготовлен по предложению Мин­здрава, который предлагает выдавать права с 21 года. Аргументом является заключение психиатров о том, что до 21 года у человека отсутствует чувство опасности, и он не осознает, что может умереть. Поэтому так много молодых лихачей на дорогах, а соответственно, и ДТП, в том числе со смертельным исходом. Другой, напротив, содержит предложение выдавать водительские права с 16 лет, после сдачи экзаменов в ГИБДД, но управлять легковым автомобилем в присутствии опытного водителя. Выезжать на федеральные трассы ему до 18 лет запрещено.

Александр Сахно, водитель с 40-летним стажем

Выдавать права с 21 года явно поздно! У специалистов-медиков свои доводы относительно возрастных психических особенностей, но общая тенденция такова, что сейчас население взрослеет раньше. И это учитывается во всем мире. Известно, что в 120 странах водительские удостоверения выдают после 18 лет. В некоторых – и того раньше. Например, в Великобритании, Ирландии, Италии – с 17 лет, во Франции, Германии, Швеции и Норвегии – с 16, в Мексике и Сальвадоре – с 15, а в некоторых штатах США – даже с 14 лет.

Давайте возьмем наш собственный опыт. Получить документ на управление легким самолетом в Российской Федерации можно с 16 лет, окончив курсы ДОСААФ. В армию у нас берут с 18 лет, а там ведь доверяют оружие. И даже паспорт молодые люди получают в 14 лет. А вот за руль почему-то можно садиться только в 21 год.

Что касается предложения выдавать права с 16 лет и ездить только в присутствии опытного водителя, то тут тоже немало вопросов. Кто такой опытный водитель? Принято считать, что это тот, у кого водительский стаж составляет 10 лет. Предположим, это можно определить по водительским правам, которые всегда должны быть при себе. А вот насколько дисциплинированный этот «наставник»? Можно ли ему доверить подростка? Механизм подобного сопровождения пока не ясен.

Но дело даже не в этом. Можно разрешить садиться за руль и в 16 лет без всяких ограничений, но тенденция такова, что интерес молодежи к владению автомобилем падает. Тренд сегодняшнего времени «Не владеть, а пользоваться»! Автомобиль требует много внимания и затрат. Техобслуживание, парковка, страховка… Штрафы, видеокамеры – это слишком тяжелое бремя. Зачем все эти заморочки, если можно вызвать такси, которое сегодня стало доступно студенту, и доехать в любую точку города.

А еще в моде такой вид услуг, как каршеринг. По приложению в телефоне узнаешь, где находится ближайший автомобиль, берешь его напрокат, едешь куда надо, бросаешь где хочешь, и никаких проблем. Все контакты через смартфон. Эта услуга особенно популярна в крупных городах и рассчитана в основном на молодых. Время, когда наличие автомобиля было показателем статусности, уходит. Сейчас показатель статусности – наличие навороченного смартфона, который стоит примерно как половина автомобиля.

У большинства российских молодых водителей в отношении автомобиля начинает преобладать рациональный подход. Автомобиль как средство решения своих текущих задач. И запретами тут ничего не изменишь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 4