Областная власть приросла экспертами

Совет

Как согреть город?

В центральные и южные районы города подает тепло ГРЭС-2, расположенная на пр. Фрунзе. Это старая станция, построенная для обеспечения электроэнергией эвакуированных во время войны в Томск предприятий. Первый ток она дала в мае 1945 года. С тех пор многократно модернизировалась, увеличивала свои электрические и тепловые мощности. Но к настоящему моменту резервы дальнейшего развития станция практически исчерпала, а город продолжает расти и наращивать потребление теплоэнергии.

В итоге сейчас создался дефицит тепла более 150 Гкал/час. Поэтому подсоединение каждого вновь построенного объекта ухудшает теплоснабжение предыдущих зданий, подключенных к тепловому контуру ГРЭС-2.

А в ближайшие годы этот дефицит увеличится еще более чем в два раза. Во-первых, для обеспечения теплом нового района, построенного по проекту «Томские набережные», ориентировочно понадобится около 50 Гкал/час. Во-вторых, 80 Гкал/час необходимо для удовлетворения потребности в тепле поселка Степановка, который быстро развивается и переводится на центральную систему теплоснабжения. И в-третьих, 55 Гкал/час нужно где-то найти для обеспечения теплом поселка Зональная Станция.

В итоге тепловая нагрузка вырастет еще на 185 Гкал/час. А общий дефицит тепла превысит 300 Гкал/час. Где же взять такую прорву теплоэнергии и сколько это будет стоить?

Этот вопрос областные чиновники, эксперты и специалисты обсудили на заседании экспертного совета по промышленной политике.

С севера на юг

Для человека неискушенного ответ очевиден: надо построить новую теплоэлектростанцию. Но специалисты этот вариант отвергли сразу: для строительства новой Южной ТЭЦ, тепловая мощность которой должна составить хотя бы половину мощностей ГРЭС-2, нужная такая астрономическая сумма, какую областной бюджет не осилит даже с привлечением частных инвестиций и субсидий федерального бюджета. Кроме того, в результате сгорания топлива окислы азота накроют весь город.

Поэтому рассматривались другие варианты: привести в центральную и южную части Томска тепловые мощности ТЭЦ-3. Эта станция совместно с пиковой резервной котельной (ПРК) обеспечивает теплом северо-восточную часть города (районы Каштака, Иркутского тракта) и имеет неиспользованную тепловую мощность, способную покрыть дефицит центра и юга Томска.

Однако пропускная способность существующих теплосетей не позволяет перекинуть необходимое количество тепла с севера на юг. Надо строить новую тепломагистраль – ТМ-13.

Один из вариантов создания ТМ-13, поддержанный руководством ОАО «ТомскРТС», предусматривает строительство тепломагистрали от ТЭЦ-3 до ПРК. Но этот вариант предполагает капитальную реконструкцию большинства теплосетей города, чтобы увеличить их пропускную способность. Для энергетиков это, конечно, хорошо, так как они заодно решат проблему износа городских сетей.

А вот для горожан и областной власти такое решение обернется возникновением множества других проблем. Это постоянные раскопки на центральных улицах города, которые на много лет практически парализуют движение транспорта. Сроки строительства увеличатся за счет простоя зимой, когда сети должны не реконструироваться, а отапливать дома томичей. И конечно, гигантская стоимость этого масштабного мероприятия.

Изящное решение

Член экспертного совета заслуженный энергетик России Михаил Яворский, который десятки лет занимался созданием современной системы теплоснабжения Томска, предложил воспользоваться прежним опытом томских энергетиков.

В советское время томичи реализовали уникальный проект – создали схему дальнего теплоснабжения областного центра от СХК. Работа ядерных реакторов требует постоянного охлаждения гигантским количеством воды. В результате возникали огромные объемы горячей воды, которые надо было куда-то девать. Обычно горячую воду от реакторов просто сбрасывают. А томские атомщики проложили трубопровод от Северска до Томска и использовали эту почти даровую теплоэнергию для отопления северной части города.

Поэтому Яворский и специалисты регионального центра энергосбережения предложили провести ТМ-13 не под городскими улицами, а надземным способом по левому берегу Томи. На севере ее можно вывести на другой берег через новый мост, а на юге завести обратно в город через коммунальный мост. Несмотря на большую протяженность магистрали, сроки и стоимость ее строительства можно будет значительно сократить.

– Эта труба стоит 4 млрд руб­лей, а если идти по городу, то 5,5 млрд, – поясняет Михаил Иосифович. – И за городом это линейное сооружение можно строить постепенно, километр за километром, одновременно поставив по всей линии необходимое количество бригад, каждая из которых смонтирует трубопровод на своем участке. Работать при этом можно круглый год. Срок строительства тогда сократится в разы, а горожане будут избавлены от угрозы массовых раскопок и связанных с ними неудобств.

Члены экспертного совета согласились, что этот изящный вариант действительно является наиболее оптимальным, и рекомендовали областной власти выбрать именно этот путь.

Таким образом, мозговой штурм с привлечением специалистов позволяет руководителям области принимать наиболее взвешенные и профессиональные управленческие решения в самых разных сферах развития региона.

Связующее звено

Деятельность экспертных советов опровергла опасения скептиков и о том, что чиновники не будут прислушиваться к мнению экспертного сообщества.

– Решения экспертных советов носят рекомендательный характер, поэтому формально заместители губернатора могут принять решение, отличное от предложенного экспертами, – говорит начальник департамента экспертно-аналитической работы Виталий Оглезнев. – Но на практике заместители губернатора всегда прислушиваются к рекомендациям экспертов, практически всегда лично присутствуют на заседаниях и принимают во внимание не только позицию большинства членов экспертного совета, но, что более важно, мнение каждого эксперта.

По словам Виталия Оглезнева, эксперты занимаются не только рассмотрением адресованных им органами власти вопросов, но и сами инициируют их рассмотрение. Так в прошлом году по инициативе Ростислава Карпова, члена экспертного совета по социальной политике, совместно со специалистами Департамента здравоохранения Томской области был разработан комплекс мер, который значительно улучшил качество оказания специа­лизированной медицинской помощи больным с заболеваниями сердца и профилактику таких заболеваний.

Кроме того, на заседаниях экспертных советов всегда присутствуют приглашенные лица. Это могут быть представители организаций, работающих в сфере, к которой относится вопрос, представители областных и муниципальных органов власти, некоммерческих и иных организаций. Поскольку заседания экспертных советов являются открытыми, а информация о них в обязательном порядке размещается на портале областной администрации и сайте экспертных советов, их часто посещают журналисты, а также обычные граждане.

Поэтому экспертные советы стали важным связующим звеном между властью и общественными группами. Многие наиболее важные решения на региональном уровне теперь принимаются только после обсуждения с экспертами. Среди них Стратегия социально-экономического развития Томской области, государственные программы, которые лежат в основе расходных статей областного бюджета и определяют характер деятельности органов власти. Кроме того, за мнением экспертов сегодня обращаются по очень широкому кругу актуальных для региона вопросов.

– Разумеется, рассмотрение экспертами вопросов требует времени, а значит, и принятие решений органами власти несколько откладывается, – говорит Виталий Оглезнев. – Но здесь важно понимать, что решения, принятые с учетом мнений экспертов, являются более продуманными и проработанными.

Борьба за экспертов

За два с половиной года выявилось несколько проблем, которые, впрочем, оказались вполне решаемыми. Одна из них состоит в том, что эксперты являются людьми занятыми и очень востребованными не только в Томской области, но и за ее пределами. Поэтому порой остро встает вопрос о наличии у них времени для экспертной работы. Чтобы хотя бы отчасти решить эту проблему, распоряжением губернатора Сергея Жвачкина были введены ограничения на включение экспертов в иные совещательные органы, созданные в администрации Томской области.

Другая проблема связана с ротацией состава экспертных советов, которые за время своей деятельности обновились примерно на 15–17%. Одни эксперты выходили из советов по причине перехода на государственную или муниципальную службу (это является основанием для прекращения членства в экспертном совете), а другие – по личным обстоятельствам, как правило, связанным с переездом в другой регион.

В экспертных советах, например, работали Иван Кляйн, ставший мэром города Томска, Михаил Сонькин, занявший пост заместителя губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике, Валерий Падерин, который был избран уполномоченным по защите прав предпринимателей.

В положениях об экспертных советах для таких случаев предусмотрена процедура выбора эксперта в состав экспертного совета. Эксперты самостоятельно принимают решение о замещении вакансии из списка кандидатов, участвовавших в процедуре формирования экспертного совета, либо могут выбрать нового эксперта по предложению одного из членов экспертного совета.

Комментарий

Валерий Падерин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области:

– У нас очень сходные функции с экспертными советами. Моя роль – строить мосты между бизнесом и властью. Экспертные советы выполняют роль моста между властью и еще более широкими слоями общества. На последнем заседании экспертного совета по инвестиционной политике, например, рассматривалась плата за подключение объектов к энергетической мощности. Эмоционально можно было бы сказать: конечно, надо уменьшить платежи за подключение к энергетическим сетям. Но с другой стороны, когда мы говорим, что что-то бесплатно, то на самом деле это значит, что платил кто-то другой. В данном случае – или бюджет, или потребители в виде увеличенного тарифа. Все знают, что коммунальщики люди не бедные, поэтому их вроде бы можно трясти. С другой стороны, должны быть высококвалифицированные люди, которые понимают, до каких пределов это можно делать. Экспертный совет этим и занимается: устанавливает, где коммунальщики лукавят, выставляя завышенную плату за подключение, а где согласится с тем, что нужно платить именно такую сумму. Но эти советы могли бы быть более эффективными, если бы вовлекали в обсуждение вопросов не только специалистов, но и более широкие слои населения. Среди народа есть активные люди, которые очень хорошо разбираются в разных сферах жизни, и их мнение было бы очень полезно учитывать экспертным советам.

Одна мысль про “Областная власть приросла экспертами”

  1. Работа ядерных реакторов требует постоянного охлаждения гигантским количеством воды. В результате возникали огромные объемы горячей воды, которые надо было куда-то девать. Обычно горячую воду от реакторов просто сбрасывают. А томские атомщики проложили трубопровод от Северска до Томска и использовали эту почти даровую теплоэнергию для отопления северной части города.

    Горячая вода в Томске должна быть почти бесплатная? И отопление тоже? Стоп, почему же мы платим за «подогрев», если она «даровая».

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 9 =