В Томской области реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», включенный в национальный проект «Образование». С перспективами развития томских школьников, их педагогов губернатор Сергей Жвачкин познакомил заместителя министра просвещения России Марину Ракову. Замминистра, с которой глава региона пару лет назад открыл один из первых в стране детских технопарков, на прошлой неделе вновь побывала в Томске.

 

Старшеклассница Кисловской школы Анастасия Гимас нисколько не скрывает от взрослых своих амбициозных планов:

– В будущем я бы хотела быть разработчиком или веб-дизайнером в Google, YouTube или «ВКонтакте». Я уже давно интересуюсь информатикой, в школе созданы все условия для глубокого изучения программирования и веб-дизайна, появились очень интересные преподаватели информатики, которые объясняют нам сложные вещи доступным языком.

 

Томские «Точки роста»

Такую возможность Настя Гимас и сотни других учеников получили благодаря тому, что в сентябре текущего года в сельских школах 17 районов Томской области открылись 29 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста». Они оснащены компьютерами, 3D-принтерами, VR-шлемами, квадрокоптерами, материалами для робототехники. В каждом центре насчитывается до 70 единиц оборудования, общая стоимость которого оценивается почти в 1,6 млн рублей. Для оснащения всех 29 центров из федерального бюджета в регион поступило 45 млн рублей, еще 1,4 млн выделила областная казна.

«Точки роста» являются важной составляющей нацпроекта «Образование», и для его продвижения в Томской области планируется открыть к 2021 году еще 60 аналогичных центров.

Ну а в тех сельских школах, где «Точки роста» уже прописались, ученики охотно демонстрируют новейшее оборудование и осваивают современные образовательные программы. Например, в минувшую пятницу старшеклассники Кисловской средней школы провели ознакомительную экскурсию по центру для заместителя генерального директора Фонда новых форм развития образования Антона Тимкина. Наряду с представителями томских СМИ его визит освещали и школьные репортеры.

С помощью интерактивной доски учащиеся провели для посетителей виртуальную экскурсию, а затем на специализированных площадках продемонстрировали танцующих и играющих в футбол роботов, показали оборудование для 3D-моделирования и прототипирования, лазерной резки, проектной деятельности.

 

ЦИФРА

784,5 млрд рублей составляет общий бюджет нацпроекта «Образование».

 

– Этого человекоподобного робота-андроида NАО нам привезли из Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Он помогает ученикам начальных классов сконцентрировать свое внимание на уроках. Робот обладает техническим зрением и распознаванием голоса, он может читать стихи, озвучивать английский алфавит, обучать правилам дорожного движения, – рассказала гостям Настя Гимас.

Аплодисментами встретили присутствующие показательные выступления четырех дронов. Словно жужжащие осы, они синхронно поднялись на 1,5-метровую высоту и сделали мертвую петлю в воздухе.

Автор представления – восьмиклассник Тимофей Плотников.

– Я участвовал в олимпиаде «АгроНТИ» в номинации «Агророботы» и занял второе место, – сказал школьник. – Робототехникой плотно занимаюсь уже месяцев пять, а вообще мне интересны все технические системы – виртуальная реальность, «умные дома», роботы самых разных модификаций.

Антон Тимкин оценил уровень подготовки школьников и особо отметил тот факт, что с ребятами занимаются не только педагоги дополнительного образования, но и наставники из числа студентов ТУСУРа и НПЦ «Полюс».

– Я уверен, что с такой базовой подготовкой через 10–15 лет эти ребята придут на предприятия молодыми специалистами, способными вывести экономику страны в мировые лидеры, – заявил Антон Тимкин.

Он также отметил, что в рамках нацпроекта «Образование» запланировано открытие еще 16 тыс. «Точек роста» в общеобразовательных школах страны.

 

 

Справка «ТН»

Национальный проект «Образование», охватывающий период с 2019 до 2024 года, призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Куратор проекта – зампредседателя Правительства РФ Татьяна Голикова, руководитель – министр просвещения РФ Ольга Васильева.

 

Алмазные грани взаимодействия

На базе НИ ТГУ в минувшую пятницу заработал Центр развития современных компетенций детей и молодежи. К торжественной церемонии его открытия организаторы подошли весьма креативно: вместо традиционной красной ленты губернатор Томской области Сергей Жвачкин, замминистра Марина Ракова и ректор ТГУ Эдуард Галажинский собрали кристаллическую решетку алмаза, символизирующую прочное взаимодействие науки, власти и образования. 

В этом центре школьники 5–11-х классов смогут заниматься по 30 образовательным программам технического и естественно-научного направлений: им будут доступны биоинформатика, космомониторинг природы, разработка приложений для Android, клонирование растений, робототехника. Все эти программы направлены на формирование «4 К»-компетенций: креативность, критическое мышление, коммуникабельность и командная работа.

На открытии центра глава региона напомнил, что два года назад в Томске вместе с Мариной Раковой они открыли детский технопарк «Кванториум» и музей начала наук «Точка гравитации», а в большинстве школ области ученики успешно занимаются робототехникой.

– Мы помогаем детям конструировать, моделировать, изобретать. И сегодня сделали очередной шаг к развитию дополнительного образования, – подчеркнул губернатор Сергей Жвачкин, поблагодарив Министерство просвещения России и Томский государственный университет за создание Дома научных коллабораций (ДНК) в Томске.

В методическом пакете нового центра собраны уникальные программы с разработками ведущих научных групп ТГУ – института «Умные материалы и технологии», TSSW: Сибирский институт будущего, Института человека цифровой эпохи, Института биомедицины.

Заместитель министра просвещения отметила, что в новом центре расчет будет сделан на проектную деятельность:

– Здесь дети будут постигать те компетенции, которые пока доступны не во всех школах. Дом научных коллабораций позволит региону улучшать человеческий капитал.

Уже сегодня в Центре развития современных компетенций детей и молодежи работают восемь площадок с новейшим учебно-лабораторным оборудованием, а в Научной библиотеке ТГУ оборудовано ядро центра – современная лекционная и коворкинг-зона для открытых лекториев, тренингов, проектных практикумов.

– В центре развития современных компетенций дети получат новые знания и навыки, поступят в университеты и откроют двери в жизнь. Это то, ради чего мы все работаем, – отметил Сергей Жвачкин.

В этом году в программах нового центра уже приняли участие более 700 школьников, до конца года обучение пройдут еще 1 300 ребят. Среди тех, кто уже отведал вкус гранита университетской науки, был одиннадцатиклассник томской гимназии № 55 Матвей Власов. Вместе с другими ребятами из центра он занимался исследованием снежного покрова в разных районах города.

– В рамках экологического проекта мы делали забор снега, растапливали его и определяли спектры поглощения с отобранных проб, – поясняет гимназист. – Потом по этим спектрам устанавливали самый загрязненный район города. На занятиях мы изучали химию, физику, энергетику, фотохимию и фотофизику. Преимущество этой программы от школьной в том, что здесь была возможность поработать на оборудовании, потрогать всё руками: мы проводили  исследования на базе лаборатории фотофизики и фотохимии ТГУ.

 

Вызов современной школе

В тот же день Марина Ракова провела окружное совещание по реализации национального проекта «Образование» в Сибирском федеральном округе. Его тема – «Управление на основе данных и создание цифровой образовательной среды» – привлекла внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений не только из соседних городов. В Томск приехали их коллеги из 15 регионов России, были директора школ из Калининграда и ученые из Чебоксар.

Замминистра рассказала о философии национального проекта, отметив три его составляющие: сетевое взаимодействие, горизонтальное обучение, наставничество.

Участники встречи обсудили вопросы повышения цифровой грамотности; перехода к управлению, основанному на анализе данных; формирования цифровой образовательной среды, а также ознакомились с планами реализации нацпроекта на 2020–2021 годы.

 

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 5 =