Обзор методик раннего развития детей, с которыми можно познакомиться в центрах и детсадах Томска

Статей на сайте: 15211

Возраст от рождения до трех – это целая эпоха в жизни ребенка. Педагоги и психологи утверждают, что именно в это время закладывается личностный фундамент человека. А на долю родителей выпадает чрезвычайно ответственная и очень интересная миссия: познакомить ребенка с миром, помочь раскрыть его таланты и способности. Сегодня отечественная и зарубежная педагогика предлагает великое множество методик раннего развития – как физического, так и эмоционального. Какую из них выбрать для своего чада? Здесь не существует универсальных рецептов, каждая семья проходит свой путь: сознательные родители пробуют интересные авторские подходы, комбинируют их, дорабатывают. Мы предлагаем вашему вниманию обзор базовых методик раннего развития, но не стоит забывать, что их гораздо больше, пространство для творческого поиска безгранично.

Динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, который в отличие от традиционной гимнастики предполагает активное включение вестибулярного аппарата ребенка. Он не просто лежит на столе, и вы что-то такое делаете с его ручками и ножками, ребенок в буквальном смысле «летает» около вас, вращается вокруг своей оси и время от времени повисает вниз головой.

– Динамическая гимнастика и раннее плавание способствуют физическому и психомоторному развитию детей, снижению присущего младенцам первых месяцев жизни повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений, – рассказывает Ольга Ванина, автор ускоренного курса для родителей по обучению плаванию новорожденных в домашних условиях.

Динамическую гимнастику можно начинать пробовать с четырех недель жизни ребенка. В любом случае очень многое зависит от реакции самого «гимнаста» на данные процедуры. В Томске динамическая гимнастика зачастую проводится как часть занятия, предваряющая грудничковое плавание.

Грудничковое плавание

Вода – естественная среда для новорожденного. Процесс рождения, переход в сухую среду – большой стресс для ребенка, адаптация длится примерно три месяца, и ее сильно облегчает грудничковое плавание.

– Не зря один из врожденных рефлексов у ребенка – рефлекс задержки дыхания. Ныряние увеличит емкость легких, будет тренировать сердечно-сосудистую систему, несложные упражнения в воде снизят тонус в ручках и ножках, – рассказывает Екатерина Фохт, врач-ин-структор по плаванию детского плавательного центра «Дельфинчик». – Обычно дети, плавающие с рождения, начинают раньше сидеть, ползать, ходить – у них лучше развит опорно-двигатель-

ный аппарат, меньше болеют, ведь в бассейне постоянно идет смена температур: мы то погружаем ребенка в воду, то поднимаем в воздух, таким образом, происходит естественное закаливание.

Орф-педагогика: музыка для детей

В мировой педагогической практике существует несколько концепций музыкального воспитания детей. Одна из самых известных – концепция Карла Орфа «Орф-шульверк. Музыка для детей». Слово «schulwerk» означает «обучение в действии». Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования: игра на музыкальных инструментах, пение, движение. Один из основных принципов – использование фольклора как универсального развивающего средства воспитания ребенка и его социализации.

– Музыкальное развитие в раннем возрасте (а к нам приводят малышей начиная с шести месяцев) – это не попытка с пеленок вырастить гениальных композиторов или певцов, – говорит Надия Лобанова, руководитель «Школы пестования» и «Студии музыки и движения для детей с родителями и без». – Музыка, и в особенности фольклорная, помогает ребенку «включить» генетическую память, раскрыть и реализовать свои базовые способности. Пение, игра на народных инструментах, ритмические игры – это очень хорошие механизмы адаптации к жизни в обществе, по сути, ребенок в игровой форме учится говорить, ходить…

Погружающая среда Монтессори

Мария Монтессори – итальянский педагог XIX века, автор педагогики, культивирующей индивидуальность каждого ребенка. Основная задача данной методики: научить маленького человека решать задачи и проблемы самостоятельно; учить, не мешая при этом собственному развитию личности.

– Монтессори – школа индивидуального образования. Это означает, что каждый ребенок занимается на своем уровне, в своем темпе, может свободно выбирать материал и тему для работы, – рассказывает Елена Кыштымова, заведующая томским детским садом № 4 «Монтессори». – Ребенок получает знания с помощью специального учебного материала – дидактических игр. Оценки отсутствуют, ошибки исправляются самостоятельно. Образование по Монтессори-методу происходит в разновозрастной группе, что позволяет каждому прожить разные социальные роли: от младшего – подражающего до старшего – помогающего.

В Томске Монтессори-образованию уже 20 лет. Оно доступно на базе детского сада № 4 (группы полного дня, подготовительные «клубные группы» для детей до 3 лет, программы для родителей), в некоторых детских развивающих центрах и частных детсадах.

Обучение раннему чтению. Кубики Зайцева

Методика обучения чтению педагога-новатора Николая Зайцева основана на простом наблюдении: пытаясь говорить, младенец «выдает» не отдельные буквы, а слоги. А это значит, что читать малышей нужно учить не по буквам, а по слогам.

Одно из самых популярных пособий, созданных Зайцевым, – это так называемые кубики Зайцева. Обучение чтению построено на принципе слогов (складов) – пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком, например ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие слоги, ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию (из-за их наполнителей). В центрах раннего развития обучение «чтению» с их помощью начинается еще до года.

– По большому счету мы учим ребенка не читать (в возрасте до трех лет это неоправданно рано), а распознавать буквы как знаки, – объясняет Оксана Бурмистрова, педагог раннего развития детского центра «Мальвина». – Наиболее эффективно занятия с кубиками проходят в группах: «паровозики» из слогов мы читаем хором, на разные голоса. Таким образом мы развиваем зрительное и слуховое восприятие, а также память малышей.

Подготовили: Анастасия Ханина,

Елена Тайлашева, Ксения Салюкова

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 15 = 25