Одной из самых больших школ в Томске руководит молодой директор

Общий план лицея

Каждый педсовет и совещание в седьмом лицее его директор Диана Смолякова начинает с лирической ноты. Звучат стихотворные строки, создающие настроение, теплые слова о ком-то из учителей. Это лишь один из штрихов, характеризующих атмосферу большого коллектива, где учатся 1 919 школьников и работают 115 педагогов. Где во главе стоит человек, которого учителя старшего возраста помнят еще своей ученицей.

От выпускницы до директора

Почему Диана Смолякова решила стать учителем математики, объяснить нетрудно. Все ее классные руководители были математиками. Кроме того, ей очень нравилось общаться с детьми, с теми, кто младше. Были учителя и в родне. Так что в педагогический пошла неслучайно.

А почему работать пришла в школу, которую оканчивала сама? Ведь в городе возможностей выбора сколько угодно! Наверное, потому, что в ней комфортно. Выпускники седьмой, получив диплом, часто возвращаются сюда преподавать.

Пришла в родные стены и Диана Викторовна – вначале на практику, а потом и молодым специалистом. Она до сих пор благодарна старшим коллегам за помощь и советы («Я чувствовала поддержку учителей, заместителей директора, прежнего директора Людмилы Сандановой. Они мне помогли стать такой, какая я сейчас»).

В коллективе радовались росту молодого учителя, одобряли ее желание заняться наукой. Тема кандидатской диссертации Дианы Смоляковой связана с методикой преподавания математики в среднем звене. Идеи, высказанные в диссертации, обобщены в двух изданных в педуниверситете пособиях.

Выпустив в мае свой 11-й класс, в этом году она не стала брать учебные часы. В последние два года Диана Смолякова осваивает новые навыки. В 2012-м ее назначили заместителем директора по общим вопросам, а 2013-й встречала уже директором. В 32 года. Теперь вместо формул на классной доске ? организация работы большого коллектива, обеспечение жизнедеятельности лицея.

Диана Смолякова признается, что ей всегда нравилось заниматься любыми вопросами жизни лицея, получать в связи с этим какие-то дополнительные знания.

Учителя, рассказывая о директоре, привели такой пример: «За полторы недели заменить все окна в четырехэтажном здании на пластиковые – это какой деловой хваткой надо обладать!»

Но навыки хозяйственника и организатора отнюдь не заслоняют черты, присущие Смоляковой изначально.

Старшие коллеги говорят о своем директоре с интонациями, которые можно назвать бережными и трепетными.

Заслуженный учитель России литератор Лидия Вергелюк рассказывает:

– Мы ее видели и ученицей, и молодым специалистом. Теперь наблюдаем становление как директора. Диана Викторовна сразу смогла установить дистанцию: дети, которых она довела до 11-го класса и выпустила этой весной, относились к ней с большим уважением. И в то же время она открыта людям. Готова выслушать каждого пришедшего к ней во время приема по личным вопросам. И не только. В школу по вечерам приходят и родители, и наши выпускники. Если у старшеклассников родилась какая-то хорошая идея, они всегда найдут поддержку у директора.

Учителя отмечают ее глубокую интеллигентность, внимание к людям и их нуждам.

При ее поддержке в лицее несколько раз в год проходят благотворительные концерты. Средства, собранные на них, передают нуждающимся, например в благотворительный фонд Алены Петровой для лечения детей, больных раком. А прошлой весной помощь понадобилась выпускнику школы: солдат-срочник Константин Сиротин в январе во время учений получил тяжелые травмы. В школе провели концерт и собрали для Кости деньги на лечение и восстановление.

Умники и умницы

– Несмотря на то что лицей находится в спальном районе, здесь всегда собирались дети, которые хотели учиться. Установка «Быть умным модно!» у нас выработана давно, когда интеллект еще не так ценился, – отмечает заместитель директора по инновационной деятельности Елена Брагина.

Давая знания, не менее важным считают воспитание. Воспитание патриота, гражданина, человека, ответственного за то, что происходит вокруг, и за свою страну. Ребята принимают участие в городской программе «Память», в спартакиадах, военно-спортивных играх «Рубеж» и «Победа».

Лицеисты стали победителями регионального тура всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», городских программ «Калейдоскоп чудес» и «Учимся жить вместе». Если победила команда, ее приглашают на учительскую планерку, выводят на сцену, благодарят. А потом по сложившейся теплой традиции вручают ребятам пирог, испеченный в школьной столовой.

В лицее пятый год учатся дети с особенностями развития. Для них в коридорах сделаны пандусы. Оборудованы кабинеты, где не только стоят парты, но есть удобный диван, игрушки, пушистый ковер на полу. В классе, где учатся 11–12 человек, можно увидеть маму, сидящую рядом с сыном или дочкой. В общении со сверстниками ребята быстрее развиваются. А обычных учеников присутствие в школе их особенных ровесников делает добрее, человечнее.

Передача эстафеты

Хорошо, когда в коллективе работают четыре заслуженных учителя России, десять обладателей звания «Почетный работник народного образования РФ», отличники народного образования и отличники физкультуры и спорта. Но как обстоят дела со сменой поколений? Ведь не секрет, что народное образование повсеместно стареет.

В лицей на Каштаке в прошлом году пришли 15 молодых специалистов. В том числе учителя-мужчины – преподаватели истории, информатики, английского. Эту ситуацию решили не упустить, использовать. Чтобы новички не разочаровались и не ушли, в первую очередь выяснили, что им нужно. Оказалось, что вопреки распространенному мнению мужчине важна не столько зарплата, сколько ощущение того, что он состоялся как профессионал. Что он востребован, успешен.

Организовали школу молодого учителя, написали программу сопровождения. Подготовили к участию в областном конкурсе «Молодой педагог», где трое молодых специалистов стали призерами. Пять человек участвовали в специализированной учительской смене «Томского коллайдера». Молодежь седьмого лицея помогла оживить работу областной общественной организации «Ассоциация молодых учителей».

Начинающим преподавателям есть на кого равняться. Пример того, как стать успешным, у них перед глазами.

IMG_6032

IMG_6070

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − два =