Олег Савцов: Если у меня не будет ролей – куплю себе корову

_DSC0468

Прославленный театр наций, которым руководит всеми любимый артист Евгений Миронов, гостил на прошлой неделе в Томске. В рамках звездного визита, организованного компанией «СИБУР», столичные артисты провели мастер-класс для студентов Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций, а вечером порадовали томичей «Fарс-мажорным концертом для драматических артистов и оркестра».

В перерыве между этими двумя мероприятиями в редакцию заглянул на чашечку чая актер Олег Савцов. За час беседы (артист спешил на репетицию перед спектаклем) он рассказал коллективу «Тосчких новостей» о том, сложно ли выстоять в конкуренции за роль на телеэкране, о том, что он делает вопреки наказам старших коллег, и о том, как называют Евгения Миронова в кулуарах.

«Без орхидей на сцену не выйду!»

– Олег, накануне нашей встречи мы узнали удивительную историю. Оказывается, перед приездом в Томск вы связались со встречающей стороной и сказали, что забирать вас из аэропорта не нужно – до гостиницы вы доберетесь сами. И от гостиницы до колледжа, где проходил мастер-класс, тоже. Ситуация уникальная: все мы привыкли к тому, что артисты любят повышенное внимание к себе. Почему вы стали исключением из правил? Подобралась компания из простых (в хорошем смысле этого слова) ребят? Или это особенность всех артистов театра наций?

– У нашей компании, которая представляет «Fарс-мажорный концерт», на самом деле нет никакого райдера. Нет, можно, конечно, поинтересничать и потребовать с организаторов, например, кровать с пуховой периной, потому что мне нужно поспать пару-тройку часов перед спектаклем. В гримерке, пожалуйста, пусть будет ваза с тремя орхидеями – у меня на них глаз отдыхает. А еще организуйте мне переносной фонтанчик: чтобы настроиться на спектакль, я должен обязательно послушать звук льющейся воды. Запросить все это можно, но зачем? У нас нет высоких претензий. Но не потому, что мы такие свободные и демократичные. Нам это просто не нужно. Артист ведь едет на гастроли ради работы, а не ради сопутствующего поездке антуража.

– Вы родились в семье московских инженеров, о театральных подмостках с детства не грезили. Тогда что же вдохновило вас выбрать нестабильную и не самую хлебную актерскую профессию, имея возможность поступить в любой столичный вуз и найти высокооплачиваемую работу?

– Все складывалось как-то само собой. Любовь к искусству мне досталась от родителей. Мой папа, несмотря на совсем даже не творческую профессию (он работает в «Мосэнерго»), человек очень творческий. Замечательно поет, например. Не удивительно, что в детстве я пропадал в разных студиях. Потом были Музыкальный театр юного актера и участие в мюзикле «Норд-ост». Так что поступление в Школу-студию МХАТ стало логичным шагом.

А вообще в юности я мечтал о самых разных профессиях. Очень хотел, например, быть поваром. Профессиональным кулинаром я, конечно, так и не стал, но готовить по-прежнему люблю и делаю это с удовольствием. Особенно удаются мясные блюда. Такое вот развитие жизненного сценария… Но у меня, кстати, на самом деле возникает ощущение, что все в моей судьбе складывается как по написанному кем-то сценарию…

– Стало быть, вы – везунчик по жизни? Или все-таки приходилось, как тому кузнецу, свое счастье ковать?

– И то, и другое. Я, например, действительно считаю себя счастливчиком. У меня есть любимая семья, любимая супруга и любимая работа, в которой я сегодня имею возможность реализовываться. Но это не значит, что все в жизни будет доставаться человеку просто так, за красивые глаза. Счастье нельзя воспринимать как данность. Знаете, сидишь ты расслабленный на диване, тебе кто-то подносит счастье на подносе как кофе с булочкой, и ты его кушаешь. Так не получится. Папа с детства повторял мне: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Чтобы получить что-то хорошее и приятное от жизни, нужно сначала это заслужить.

– А страха, что ничего не получится, когда вы выбирали свою профессию, не возникало? Все-таки актерская удача – дама капризная…

– Этот страх до сих пор никуда не делся. Я прекрасно понимаю, что сегодня у меня есть роли и предложения от разных театров, а завтра их может и не быть. Однажды я уже пережил такой период, когда четко понимал: театра в моей жизни становится катастрофически мало. Не самое приятное ощущение, надо сказать. Для артиста важно быть все время востребованным. Нужны постоянные репетиции, общение с коллегами, выпуск спектаклей… Пусть даже спектаклей неудачных, потому что плохой опыт – тоже опыт.

Как раз в тот период театр наций, где нет постоянной труппы и работают только приглашенные артисты, позвал меня сначала в один проект, потом – в другой. За что я ему бесконечно благодарен. Я состою в труппе МХТ, но так сложилось, что самые серьезные мои работы на сегодняшний день – в спектаклях театра наций.

А вообще ощущение пропасти под ногами у меня возникает довольно часто. В июне, например, мы отыграли в театре наций премьерный блок спектакля «Сказки Пушкина», и наступило затишье. Первую неделю было удивительно хорошо: я отдыхал и наслаждался жизнью. Зато со второй недели начались дискомфорт и терзания: «В чем дело? Почему ничего не происходит? Почему меня не зовут в новые проекты – я больше не нужен?» Но, с другой стороны, подобные внутренние диалоги стимулируют к тому, чтобы не сидеть на теплом стуле и не ждать у моря погоды, а действовать. Строить свою судьбу.

Вместо подмостков – домик в деревне

– Олег, а вы когда-нибудь фантазировали на тему, чем бы вы стали заниматься, если бы из вашей жизни исчез театр? И при каких обстоятельствах вы об этом задумывались?

– Когда возникает конфликт с кем-нибудь в театре, первая мысль, которая приходит на эмоциях: «Ах так! Тогда я вообще уйду!» (улыбается) Потом начинаю размышлять: «Так, и чем же я тогда займусь? Устроюсь таксистом?.. Водить машину я, конечно, очень люблю, но надолго моего энтузиазма не хватит. Тогда чем же, чем же…»

На самом деле я знаю ответ на этот вопрос. Моя прабабушка по маминой линии родом из Рязанской области. И там в одной из деревенек сохранился ее домик. Такой старенький, что там даже канализации нет. Вот я бы уехал туда, под Рязань, завел корову, такую же, какая была у нас в моем детстве, и жил бы там в согласии с собой и природой. Друзья, которым я озвучивал эту мысль, в один голос говорят: «Ты не сможешь, завянешь там от скуки». Не знаю, мне кажется, что я смог бы…

А следом приходит другая фантазия (улыбается). Вот прошли годы, какой-нибудь известный-известный режиссер говорит: «А помните, был такой молодой интересный актер Олег Савцов. У него тогда что-то не сложилось в театре, он плюнул на все и уехал из Москвы. Наверное, набрался за это время впечатлений, мудрости. Давайте-ка сделаем под него новый телевизионный проект…»

– Сложно сегодня актерам выдержать конкуренцию и пробиться на телеэкран?

– Очень. Пока я в ней здорово проигрываю коллегам. Не знаю, с чем это связано. Некоторые агенты говорят, что у меня неправильные фотографии… Но мне бы очень хотелось попробовать свои силы в новом для меня формате. Во-первых, мне просто интересно узнать эту сторону актерской профессии. А во?вторых, сегодня появляется много любопытных телевизионных проектов и довольно качественных сериалов, поработать в которых очень хотелось бы.

– Олег, а вам приходилось когда-нибудь читать отзывы театральных критиков о своих работах?

– Я еще не та фигура в теат­ральном мире, чтобы критики писали рецензии о том, как Олег Савцов вжился в роль Гвидона в спектакле «Сказки Пушкина» (улыбается). Но в статьях про премьеры, случалось, отмечали парой-тройкой предложений мою работу в спектакле. Слова в этих строчках звучали довольно лестные и приятные, потому для меня они очень значимы.

Но, должен признаться, я грешен – читаю в Интернете отзывы о спектаклях, в которых занят. Хотя многие коллеги по цеху говорят, что делать это категорически нельзя: прочтешь плохой отзыв – расстроишься, вся работа пойдет насмарку. Но мне все равно любопытно, я хочу соотносить свои ощущения от спектакля с тем, что со стороны видят зрители. И еще всегда спрашиваю у администраторов, сколько человек ушли в антракте, потому что это тоже показатель нашей работы.

Некоторые знакомые, зная такие мои «пристрастия», говорят, что у меня есть задатки теат­рального менеджера. Не знаю… Но театр как структура, а также механизм театрального процесса всегда были мне интересны.

– В МХТ и театре наций вы выходите на сцену с именитыми и всеми любимыми артистами. Кто из них больше всего впечатлил вас – в профессиональном или человеческом плане?

– Конечно же, Олег Павлович Табаков и Евгений Витальевич Миронов. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что они – актеры высшего пилотажа, наблюдать за которыми интересно всегда. В МХТ, например, идет спектакль «Амадей», где мы играем с Олегом Павловичем. Во время этого спектакля в гримерку я не ухожу никогда, даже если у меня нет сцен, – не могу отказать себе в удовольствии посмотреть из-за кулис, как работает Олег Павлович. То же самое касается Евгения Витальевича. Мало того, в этих людях актерский талант сочетается с невероятными организаторскими способностями (оба они построили свои театры практически с нуля) и редкими человеческими качествами. И обожают их не только зрители, но и актеры. Вот Евгения Витальевича, например, в театре любовно называют кормильцем.

А еще я мечтаю снова встретиться на сцене с замечательными актрисами Юлией Пересильд и Чулпан Хаматовой. Их актерская и человеческая энергетика поражают.

Знаете, недавно я общался с одним очень известным актером, который сказал мне между делом: «Как-никак я в профессии 52 года». После этих слов мои восемь лет, что я выхожу на профессиональную сцену, воспринимаются как младенческий возраст. Потому всегда говорю про себя: я – начинающий актер. Но этим и прекрасна актерская профессия: учиться ей можно бесконечно. Ты можешь думать, что достиг потолка, а буквально через полгода поймешь, что всего лишь чуть-чуть приподнялся над полом. И это ощущение, когда ты не просто не можешь достичь вершины профессии, но даже ее не видишь, завораживает.

Справка «ТН»

Олег Савцов родился в 1987 году в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ (курс Алексея Гуськова и Михаила Лобанова). В 2008 году принят в труппу МХТ имени А.?П.?Чехова. Играет в спектак­лях «Обрыв», «Конек-Горбунок», «Амадей», «Последняя жертва», «Ундина», «Пиквикский клуб», «Дуэль».

Сотрудничает с Государственным театром наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова. В числе его работ роли Гвидона в «Сказках Пушкина» (режиссер Роберт Уилсон), Маркера в «Женихах» (режиссер Никита Гришпун), Ореста в «Электре» (режиссер Тимофей Кулябин), младшего лейтенанта в «Укрощении строптивой» (режиссер Роман Феодори). Участвует в спектакле «#СонетыШекспира» и «Fарс-мажорном концерте для драматических артистов и оркестра».

Играл в мюзикле «Норд-ост».

За роль Ореста в «Электре» театра наций в 2013 году удостоен театральной премии газеты «Московский комсомолец».

Снимался в фильмах «Всегда говори всегда – 5», «Ночь закрытых дверей», «Айлавью», «Ушел и не вернулся».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 7 =