В ее обиходе есть выражение «играть не ниже ватерлинии». Это означает: каждый раз выдавать на сцене стабильно крепкий результат. Лучше, чем на предыдущем спектакле, можно. Хуже – никогда и ни при каких обстоятельствах. В этом вся Ольга Мальцева. Требовательная, в первую очередь к себе самой. Не признающая полумер в творчестве и в жизни. Привыкшая работать с полной отдачей.

На днях ведущая актриса театра драмы и неизменная любимица томской публики отмечает юбилей.

 

Неслучайные случайности, говорите…

Выражение про ватерлинию возникло неслучайно. Отец Ольги Александровны был корабелом и частенько брал маленькую Лялю, как называли ее в семье, в рейсы по Азовскому морю. Кстати, родилась будущая заслуженная артистка России в Таганроге. В городе, который прославили Антон Павлович Чехов и Фаина Раневская.

Но никаких романтических фантазий, по признанию самой актрисы, этот факт не навевал. Драматический театр не волновал и не интересовал ее вовсе. Мало того, она и на спектаклях-то ни разу не была. Ляля готовила себя в микробиологи и грезила о научной карьере. Вот это ей было по-настоящему интересно. До тех пор, пока подружка не затащила ее в театральную студию. Просто так, за компанию. Но уже совсем не просто так режиссер предложил девочке главную роль в «Янтарном ожерелье» Николая Погодина. От опытного взгляда не ускользнули рвущийся наружу темперамент, сильный характер, страстность и то, что сегодня принято называть модным словом «харизма».

Можно долго рассуждать о «неслучайных случайностях», «судьбе, которая не пройдет мимо»… Как бы там ни было, но Ольга Мальцева стала актрисой. И выходит на подмостки уже более полувека. Сначала – в Павлодарском драматическом театре, затем – в Томском драматическом.

– Я не люблю рассуждать о том, «а что было бы, если бы…». Просто не вижу в этом смысла, – не раз признавалась Ольга Мальцева.

Она словам предпочитает дело. И дело свое знает и любит.

 

«Не люблю играть спектакли»

В юбилейном интервью прошлых лет Ольга Александровна призналась: она не любит играть спектакли. Вернее, не так. Репетиции нравятся ей гораздо больше спектаклей. Когда будущая постановка в процессе и идет азартный творческий поиск, есть ощущение внутренней свободы. Чего не скажешь про уже готовый спектакль – когда выходишь к зрителям, нет права на ошибку. То самое «играть не ниже ватерлинии».

Внутренняя свобода – ощущение, которое для Ольги Александровны всегда было важно. Не только на сцене, но и в жизни.

– Я очень не люблю это состояние, когда я обязана. Потому слово «обязана» всегда заменяла на слово «должна», – говорит актриса.

Уж не из тех ли детских походов по бескрайнему морю с отцом эта жажда внутренней свободы? Но наверняка именно это ощущение помогало ей создавать убедительные и запоминающиеся образы ярких и сильных женщин, зачастую со сложной судьбой и мощным внутренним стрежнем. Среди них – Роксана в «Сирано де Бержераке», Кручинина в «Без вины виноватых», главная роль в «Трех высоких женщинах», Москалева в «Окаянных снах», Кэт Келлер в спектакле «Все мои сыновья», Леди Брэкнелл в «Как важно быть серьезным», Харита Игнатьевна Огудалова в «Ларисе и купцах», Бабушка в мелодраме «Деревья умирают стоя».

Работы Ольги Александровны никогда не остаются незамеченными. Даже небольшие роли Квашни в «На дне» и Петровны в «Черном молоке» стали одними из самых запоминающихся в этих спектаклях. Ольгу Мальцеву любят зрители. Ее мастерство получало высокую оценку жюри фестивалей «Маска» и «Премьеры сезона».

Зато сама Ольга Александровна часто бывает недовольна собой. И в этом – ни грамма актерского кокетства. Только присущий ей как актрисе и человеку максимализм. Первые пять-десять спектаклей после премьеры ей категорически, иногда до дрожи не нравится то, как она существует в образе. Ей все время кажется, что можно сыграть еще ярче, еще убедительнее, еще достовернее. Ольга Александровна часто «доращивает» свои роли уже в процессе жизни спектакля. И это тоже качество хороших актеров, для которых работа над образом не прекращается и после премь­еры. И вообще длится до тех пор, пока спектакль живет.

 

Такие разные роли…

А еще юбилярша убеждена: актер должен делать себя сам – читать хорошую литературу, смотреть качественные спектакли, посещать музеи и различные культурные мероприятия. Одним словом, быть неравнодушным к этому миру и стараться его узнавать. Ведь если тебе самому ничего не интересно, как ты можешь быть интересен на сцене?

Сама Ольга Александровна всегда была жадной до жизни. Хотела многое узнать, понять, попробовать. И особенно любила те роли, в которых режиссер ставил новую для нее художественную задачку. Ту, которую она до этого еще не решала.

В жизни вне сцены у актрисы тоже всё сложилось неплохо. Ее мужем был известный и любимый городом актер, режиссер, поэт Олег Афанасьев. В их гостеприимном доме, а летом – на небольшой дачке в Петрове собиралось едва ли не всё театральное сообщество. Часами болтали о жизни и искусстве, спорили, пели под гитару. Хозяева дома умели создать теплую, дружескую атмосферу.

Роль мамы также удалась на славу. В браке с Афанасьевым родились сыновья-близнецы, которые, как и большинство театральных детей, росли за кулисами. И вместе с тем никогда не были обделены родительской любовью.

Казалось бы, всё случилось. Но сама Ольга Александровна не раз признавалась:

– Мне кажется, я всегда была дилетантом в жизни. Немного мама, немного жена, немного актриса… По-настоящему ни на что не хватало времени и сил.

И это тоже к разговору о ее требовательности и беспощадности к себе. Но именно эти качества помогли Ольге Мальцевой стать хорошей актрисой. Именно за них Ольгу Александровну так любят, ценят и уважают коллеги по цеху. А также томские зрители, которые уже много лет ходят в театр драмы «на Мальцеву».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

84 − 79 =