Наш земляк проделал славный путь из солдат в генералы

«Хладнокровен, в любых условиях энергичен, в принимаемых решениях смел», – такую характеристику дал нашему земляку генералу-инженеру Леонтию Котляру генерал Толбухин. Эти качества во время войны сибиряк проявил не раз, особо отличившись при форсировании Дуная и в Балатонской операции. За эти подвиги он был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

 

Самородок

Родился Леонтий Котляр в июне 1901 года в Томске в семье рабочего. Отец – слесарь на железной дороге, мать – домохозяйка. В 1902 году вместе с родителями переехал в город Канск Красноярского края. Здесь Леонтий окончил начальную школу, затем – реальное училище. Работал лесорубом, плотником, жестянщиком. Одним из первых стал комсомольцем. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию. Участвовал в Советско-польской войне. После этого руководство РККА посчитало, что относительно образованный сибиряк должен учиться военному делу. И Леонтия Котляра направили в Петроградскую военно-инженерную школу. В 1922 году он окончил ее и был определен на службу на Дальний Восток. Там он командовал инженерным взводом, ротой.
Но войска были лишь временным этапом. Судьбой нашему земляку было уготована дальнейшая учеба. В 1925 году сибиряк успешно поступил на фортификационный факультет Военно-технической академии имени В.В. Куйбышева. Здесь он учился целых пять лет, став в итоге высокообразованным военным инженером. В этот период командование обратило внимание на незаурядные способности талантливого сибиряка. После окончания учебы в 1930 году Котляр как лучший выпускник остается служить в Военно-технической академии на должности начальника отделения факультета инженерного вооружения.
В середине 1930-х все отчетливее стала проявляться угроза фашистской агрессии. Ситуация на наших границах осложнилась. В приграничной полосе инженерные войска РККА начали вести серьезное строительство укреплений. В этом активное участие как руководитель принимал и Котляр, получивший к тому времени звание бригадного инженера. В 1938 году его назначили начальником инженерного отдела Киевского особого военного округа. Под руководством нашего земляка было возведено несколько укрепрайонов, сооружены сотни опорных, командных пунктов, узлов обороны. Командование Красной армии по достоинству оценило заслуги военных строителей, наградив их орденами и медалями. За эти действия Леонтий Котляр получил в Кремле из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина свой первый орден Ленина.

 

Строил укрепления на границах

В 1939–1940 годах с присоединением к СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы и Бессарабии граница СССР отодвинулась на Запад. Поэтому и в этих районах также началось активное укрепление границы. Наш земляк, в июне 1940 года назначенный начальником управления оборонительного строительства Наркомата обороны СССР, активно включился в эту работу. Котляр, ставший генералом, руководил возведением всех приграничных укреплений. Но, к сожалению, довести до конца это строительство не удалось. 22 июня 1941 года гитлеровские войска вероломно напали на СССР.
Генерал-майор инженерных войск Котляр был назначен начальником Главного военно-инженерного управления Красной армии. Он лично руководил строительством инженерно-оборонительных рубежей возле столицы. Участвовал в формировании инженерных частей. За инженерное обеспечение обороны Москвы неутомимый сибиряк был награжден вторым орденом Ленина.
Но за служебное рвение и неутомимость приходилось платить здоровьем. Летом 1942 года Леонтий Захарович перенес тяжелую операцию на почках. К счастью, все обошлось, и генерал пошел на поправку. После выписки из госпиталя сибиряка назначили заместителем командующего и начальником инженерных войск Воронежского фронта.
Под его руководством инженерные части Красной армии участвовали в срыве наступления фашистов в районе Воронежа и на Сталинградском направлении. Осенью 1942 года к северо-западу от Сталинграда был создан Юго-западный фронт. Генерал-лейтенанта Котляра назначили начальником инженерных войск этого фронта. И опять он неутомим: принимает активное участие в битве под Сталинградом, в освобождении Донбасса, юга Украины, в форсировании великого Днепра в его нижнем течении.
Инженерный талант сибиряка особенно проявился при преодолении многочисленных водных преград на территории Украины и Молдавии. Кстати, в связи с этим стоит напомнить, что инженерные войска – это не только наведение переправ, но и разминирование. И здесь Котляр также проявил себя с лучшей стороны. Только за весну и лето 1944 года руководимые генералом инженерные части очистили от снарядов и мин свыше 60 тыс. квадратных километров территории, обезопасив крупные индустриальные города и районы Украины.

Руководил лично

Вот как оценивал боевую деятельность Котляра командующий 3-м Украинским фронтом Ф.И. Толбухин: «За период 1942–1945 годов товарищ Котляр организовал форсирование крупнейших рек – Дона, Северского Донца, Днепра, Южного Буга и неоднократно Дуная. Хладнокровен, в любых условиях энергичен, в принимаемых решениях смел, настойчив и принципиален в проведении их в жизнь… Отлично ведет контроль выполнения и лично сам организует работу на ответственных участках».
Вообще, многие военные специалисты отмечали одну примечательную особенность Леонтия Захаровича: он не любил командовать из офицерских блиндажей и часто устремлялся на огневые рубежи, чтобы лично руководить операциями. И это не раз являлось залогом успеха. Например, во время форсирования Днепра его частенько можно было видеть на берегу этой реки, где он контролировал ход переправы наших войск. Хотя дело это не генеральское, для этого есть заместители. Но нет, общее дело было для Котляра превыше генеральских амбиций.

 

Дунай запомнился надолго

Между тем в 1944 году ход войны уже бесповоротно был переломлен в пользу Красной армии. Наши вой­ска перешли границу СССР и вступили на территорию европейских государств. На пути РККА встали большие европейские реки, горные хребты. Все это предстояло преодолеть нашим солдатам и офицерам.
Одна из славных страниц ратного подвига генерала Котляра – форсирование Дуная. Примечательно, что инженерное обеспечение форсирования этой огромной реки нашими войсками он организовывал несколько раз в различных ее местах. В сентябре 1944 года Котляр руководил форсированием Дуная на румыно-болгарской границе, после чего наши войска вступили на территорию Болгарии. В октябре того же года войска 3-го Украинского фронта преодолели Дунай в среднем течении на Белградском направлении. Затем была освобождена Югославия. Разминированием ее столицы также руководил генерал Котляр. А через 20 дней он обеспечил переправу наших войск через Дунай на будапештском направлении.
Но немцы дрались отчаянно и, потеряв несколько европейских стран-сателлитов, все же планировали поквитаться и начали контрнаступление в районе венгерского озера Балатон. Фашистское командование сосредоточило северо-восточнее озера огромные силы: шестую танковую армию СС, 31 дивизию, пять боевых групп, мотобригаду, четыре бригады штурмовых орудий и армейский корпус. Учитывая такой серьезный напор, инженерные части под руководством Леонтия Котляра подготовили три линии обороны на глубину 25–30 километров. Ответ врагу более чем достойный. Но в дело вмешалась природа.

 

Хитрый ход

В январе 1945 года гитлеровцы на узком участке между озерами Веленце и Балатон перешли в наступление. Их цель заключалась в том, чтобы сбросить наши войска в Дунай. И, как назло, в это время на реке начался интенсивный ледоход, сорвавший все пять переправ в полосе 3-го Украинского фронта. А значит, фронт остался без боеприпасов, резервов, вооружения. Толбухин приказал Котляру в десятидневный срок возвести однопутный мост через реку грузоподъемностью 16 тонн.
В этой ситуации сибиряк принял оригинальное решение: возвести мост на трассе разрушенного железнодорожного моста. Но немцы предвидели это. Командованию РККА было ясно, что без огромных потерь выполнить тяжелую задачу не получится. Нужен был какой-то обманный маневр. И тогда по предложению Котляра в четырех километрах ниже по течению Дуная наши войска начали возводить ложную переправу. Все внимание немцы направили на нее. В результате главное задание – строительство настоящего моста – инженерные части РККА выполнили в срок. А вскоре к Дунаю доставили канатные дороги. Переправы через огромную реку стали действовать нормально. Фронт удержал плацдарм на Дунае и перешел в наступление.
За инженерное обеспечение этой операции и другие заслуги указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года генерал-полковник Леонтий Котляр был удостоен звания Героя Советского Союза. Наградной список героя впечатляет: четыре ордена Ленина и четыре – Красного Знамени, ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого I степени, Суворова II степени, ордена «За военные заслуги» (Болгария), «Заслуга перед народом» (Югославия) и другие ордена и медали.
После победы Леонтий Захарович занимал должность начальника Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. В 1952 году тяжелая болезнь обострилась, и ему предложили уйти в отставку. Но сибиряк отказался и продолжал руководить кафедрой. 28 декабря 1953 года генерал-полковник Котляр скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 2003 году на мемориальном комплексе Канска состоялось торжественное открытие бюста героя.

Андрей Суров
Рисунок: Анастасия Хартулярий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

45 − = 35