Лето – традиционное время отдыха для россиян. Для члена Совета Федерации Владимира Кравченко это время отчета перед жителями Томской области, чьи интересы он представляет в верхней палате. На днях сенатор рассказал журналистам о том, что удалось сделать в период с августа 2018 года по август 2019 года.

Панорама участия в работе Совфеда обширная. Это и обсуждение законопроектов, и выступления на «Правительственном часе», и использование возможностей «Парламентской разминки». Представитель верхней палаты, который в период двух последних сессий выступал на 16 заседаниях Совета Федерации (всего же их было за этот период 22), отметил, что такая интенсивность деятельности связана с профессионализмом команды губернатора. Как подчеркнул Кравченко, системный подход к управлению регионом задает вектор проблемных вопросов, который затем транслируется в адрес федерального центра. В том числе связанных с выполнением национальных проектов.

Неравные пропорции

– На выполнение этих стратегических задач выделяются огромные суммы. И от того, насколько эффективно сработают регионы, зависит общий успех, – считает Владимир Кравченко. – Крайне важно, чтобы у каждого субъекта был прописан четкий план действий по социально-экономическому развитию. Перед органами власти субъектов стоит задача встраивания системы национальных проектов и программ в действующую систему управления экономикой и социальной сферой. Но как это согласуется с общей стратегией?

Именно с таким вопросом сенатор обратился к министру экономического развития Максиму Орешкину.

Вопрос, по признанию министра, очень своевременный. Так как достижение конечной цели во многом зависит от координации действий федеральной и региональной власти. Но признал, что, поскольку подготовка документов на федеральном уровне проходила в ускоренном режиме, регионы поставлены в не очень простое положение. Они вынуждены были формировать свои планы по нацпроектам в условиях, когда информация из Москвы поступала в «короткой фазе», а в это время нужно было готовить и свои бюджеты на очередной финансовый год. Поэтому вся настройка будет проходить на ходу, и национальные проекты будут состыковываться с теми программами, которые реализуются в регионах постепенно. А активная фаза реализации национальных проектов – это только середина следующего года.

У Владимира Кравченко свой взгляд на эту проблему. Он соглашается с тем, что национальные проекты не дадут результата, если не заработают региональные. Для регионов нацпроекты являются своеобразным драйвером, инъекцией, если стратегия региона умело вписывается в стратегию развития страны.

– Скажу крамольную мысль, – делится сенатор, – если бы не было нацпроектов, не было бы такого оживленного строительства школ, детских садов и так далее, что позволяет нам не допустить оттока молодежи. И на это мы получаем дополнительные средства из Федерации. Но, – опасается он, – министерства сейчас начинают нездоровую игру с регионами в плане нарушения пропорций финансирования, прописанных в соглашении, согласно которому 97% – средства Федерации и 3% – субъектов. История в плане межбюджетных отношений обостряется.

И привел в пример позицию Министерства просвещения РФ, которое применяет необоснованные методики расчета размера федеральной субсидии при строительстве детских садов и школ. Сегодня эта методика такова, что не учитывает климатических особенностей региона, индекс-дефляторов для расчета прогнозного уровня цен и т. д. В результате происходит резкое удорожание строительства, и на региональные бюджеты возлагается более 50% расходов от стоимости объекта.

– При обсуждении этого вопроса заместитель министра просвещения пояснил, что такова методика расчета, принятая Минстроем. Но если все дело в методике, – считает сенатор, – то ее надо менять. Иначе за счет такого финансирования мы можем подсадить регионы. Поскольку, добиваясь выполнения поставленных задач и получая федеральные средства, субъектам придется дозанимать деньги, а это неправильно, так как не удастся получить нужного эффекта.

Любопытно, что, когда сенаторы на этот вопрос обратили внимание заместителя председателя правительства Антона Силуанова, он отметил, что надо работать с министерствами.

– Но если такова установка министерств, – считает Владимир Кравченко, – то тогда министерства и должны находить средства на реализацию национальных проектов. Попросту сэкономить, что, на мой взгляд, абсолютно неверно, так как это может привести к тому, что нам не удастся достичь нужных результатов.

Проблемы остаются

Кроме того, есть ряд других проблемных вопросов, по которым пока не удалось договориться с правительством. Один из наиболее актуальных – про­дление льгот для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа. В стране сейчас шесть таких зон, в том числе одна – в Томске. Ликвидация таких льгот может привести к тому, что средства, вложенные в инфраструктуру, не окупятся. Вот почему этому вопросу законодателями было уделено так много внимания. Проводились совещания, круглые столы, обсуждения. С учетом всех мнений и замечаний были подготовлены две редакции закона, под новой редакцией подписался и Владимир Кравченко. Законопроект был направлен в Госдуму, но получил отрицательное заключение правительства.

Важный вопрос, вынесенный томским сенатором по итогам региональной недели на рассмотрение в Совете Федерации, касается поддержки производителей отечественного телекоммуникационного оборудования. Его перед сенатором подняли представители Томской научно-производственной фирмы «Микран». По расчетам экспертов, общий объем российского рынка составляет 250‑300 млрд рублей, это всего 6–8%. Но с учетом разработанной и запущенной в серийное производство линейки можно закрыть потребности операторов связи и крупных федеральных заказчиков на 85–90%. Для этого предлагается увеличить квоту на закупку оборудования из списка ТКО на 50%, прописать в законе ряд других преференций, направленных на поддержку высокотехнологичных отечественных производителей.

Также для Томской области, равно как и для многих других регионов, является важным вопрос по расселению граждан из ветхого жилья. Несмотря на то что существует федеральная программа, есть расхождения в методике расчетов. Минфин предлагает приобретать жилье для этих целей по 42 тыс. рублей за квадратный метр, а строителям он обходится по 50 тыс. рублей. В результате на выделенную сумму можно будет переселить меньшее количество людей. Возникает необходимость в изменении логики финансирования этой программы. На данный момент пиковое финансирование планируется осуществить в 2023–2024 годах.

– А сенаторы, – рассказывает Владимир Кравченко, – предлагают развернуть этапность в обратную сторону, выделив максимальный объем уже в 2020–2021 годах. Это позволит придать импульс развитию строительной отрасли в эти годы. И почему бы программу реновации жилья не запустить во всех субъектах Российской Федерации?

Будет «своя» передача

А еще одна инициатива Владимира Кравченко приблизила его к медиасфере. На заседании Совета Федерации он выступил с предложением создать телепередачу о достижениях отечественной промышленности в регионах. И придумал название: «Точки роста на карте регионов России». Его поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и сенаторы. Получен ответ из профильного ведомства – производство программы включено в план работы на 2019 год. Первая передача будет показана на телеканале «Вместе-РФ» осенью текущего года. И посвящена она будет Томской области. Съемки передачи уже состоялись.

Что дальше? На осень планируется приглашение правительства, от которого сенаторы ждут представления стратегии развития РФ. Это необходимо для того, чтобы субъекты могли сопоставить свои региональные программы. Федеральные и региональные программы в основном совпадают, но у каждого региона сформировалась своя специализация. Об этом говорил томский губернатор Сергей Жвачкин на стратегической сессии. И она должна быть учтена при дальнейшем финансировании. Например, специализация Томской области – научно-образовательный комплекс. Исходя из этой специализации, федеральный центр и должен помогать, считает сенатор. При этом представители региона не должны ходить по кабинетам и кому-то что-то доказывать. Все должно быть централизовано.

– Вопросов правительству будет много. Но их необходимо задавать, так как с одного захода вопросы не решить, – говорит Владимир Кравченко.

Объективной оценке потенциала регионов помогает проведение Дней области или края в Совете Федерации. Это своеобразная презентация региона, по итогам которой принимается специальное постановление Совфеда о государственной поддержке социально-экономического развития. Томская делегация во главе с губернатором Сергеем Жвачкиным активно использует все площадки, чтобы достойно представить Томскую область. Осенью состоится проведение Дней Томской области и в Совете Федерации. В регионе уже идет подготовка.

* * *

Владимир Кравченко также ответил на вопросы журналистов о перспективах дорожного строительства в регионе, необходимости законодательной поддержки при строительстве таких объектов, как студенческий кампус, об улучшении медицинского и лекарственного обслуживания и на многие другие вопросы.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

28 + = 30