Основательница начальной школы ТГУ стала в США профессиональным художником

Людмила Скородинская родилась в Горной Шории. Окончила БПФ Томского госуниверситета. Работала учителем в школе, преподавателем на факультете психологии ТГУ. В 1992 году создала при университете начальную школу, которая за восемь лет существования не раз отмечалась как один из самых интересных образовательных проектов страны. В 2003-м вместе с мужем, старшим научным сотрудником НИИ ПММ ТГУ Ильей Скородинским, уехала в США. Через полтора года к родителям присоединилась дочь Екатерина с мужем и тремя детьми. Весной 2012-го впервые за девять лет Людмила приехала в Томск.

Говорить по-русски

Людмила признается, что возвращение в город молодости вызвало у нее состояние эйфории.

– Звоню дочери: «Катя! Здесь всё – стены, деревья, дороги – говорит по-русски!» – «Матом?» – иронизирует она. Я не разделяю иронии дочери. Я наслаждаюсь тем, что снова оказалась в родной среде. Мне безумно нравится Томск. Нравится его архитектура, сочетание старых и новых домов. Не нравится только соседство детских площадок и автомашин. Импонирует отзывчивость людей. Например, в Пушкинской библиотеке мне, совершенно не знакомому для руководства человеку, предоставили место под выставку моих картин. По своей отзывчивости американцы и русские похожи. Уже в первый день в Томске со мной произошли два пора­зительных случая. Из аэропорта я добиралась на попутной машине. Приехала, зашла в квартиру, в которой не была девять лет. Вдруг сработал домофон. Мужской голос: «Это вы сегодня прилетели в Богашево? Я привез вам кошелек, вы его в машине забыли». Батюшки! В состоянии радостного потрясения я даже не заметила потери, а ведь в кошельке были документы и деньги. Я безмерно благодарна водителю Евгению Германову: он не просто не поленился разыскать меня, он подтвердил мое убеждение, что русские – очень хорошие люди. И тут же я обнаружила еще одну пропажу: среди сумок и пакетов, которые я привезла с собой, не оказалось чемодана с вещами. Видимо, морозный воздух так вскружил голову, что я, растяпа, где-то его оставила. Выбежала на улицу – стоит себе на тротуаре. Яркий, заметный, три часа простоял, и никто к нему не прикоснулся.

Выплеск творчества

На вопрос, почему супруги уеха­­ли за океан, Людмила отвечает: решили посмотреть, как живут родители мужа, эмигрировавшие в США (штат Калифорния) из Минска после чернобыльской катастрофы. Собирались пожить год и вернуться. Но приехала дочь с семьей, и как-то так получилось, что задержались. Обосновались в городе Шарлотте (Северная Каролина). Первое время работали в клубе для пожилых людей. Затем муж, кандидат физматнаук, окончил педагогические курсы на английском языке и получил сертификат ассистента школьного учителя. А Людмила пошла учиться на артфакультет колледжа, где для нее, не знающей английского, сделали исключение.

– Они увидели во мне «юное дарование» пенсионного возраста, – смеется Людмила.

У всех Скородинских на американской земле произошел удивительный выплеск творческой энергии. Илья, одаренный математик, нашел себя в музыке. Он и раньше играл на рояле, а тут вдруг стал не только исполнять любимые произведения, но и сочинять музыку. Катя, известная московская журналистка, нашла себя в писательстве – выпустила две книги, подготовила к изданию третью. Людмила, с детства пробовавшая себя в живописи, стала профессиональным художником. Чем объяснить подобный феномен?

– Там люди абсолютно раскрепощены и внутренне свободны, – говорит Людмила. – Не надо ни перед кем унижаться, никому ничего доказывать. Тебя принимают таким, какой ты есть. В любом возрасте.

Эмиграция не для слабых

– От наших общих знакомых я услышала, что вы якобы говорили, будто эмиграция не для слабых. Что вы имели в виду? – обращаюсь с вопросом к своей визави.

– Я сказала не совсем так, – поправляет Людмила. – Как старость не для слабых, так и эмиграция не для слабых. Что я имела в виду? Если ты хочешь, чтобы старость была твоим золотым временем, ты должен быть сильным. И так же в эмиграции: если хочешь остаться самим собой, сохранить родной язык и гордость за то, что ты русский, ты тоже должен быть сильным. Вот мы совершили крутой поворот в жизни, когда нам было за 50. По большому счету нас никто не ждал. Надо было пробиваться самим. В нашем-то возрасте! Не могу сказать, что мы очень сильные люди, но как-то справились с первыми трудностями, нашли себя. Наше благосостояние осталось на том же уровне, что и в России. Условия жизни тоже мало изменились, разве что климат субтропический и до океана несколько часов езды на автомобиле. Вот если бы перенести в Томск кусок океана и райские цветы, лучшего места на Земле не найти.

 

Персональные выставки Людмилы Скородинской проходили в галереях Винстон-Салема и Луинсвиля (США). Работа «Портрет Лизы» получила первую премию на выставке профессиональных художников в Queens gallery. 15 картин Людмилы находятся в частных коллекциях в Вашингтоне, Гонолулу, Филадельфии, Шарлотте и других городах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 6 =