Предложенные президентом поправки в Конституцию вызвали шквал обсуждений не только среди политиков, но и среди рядовых граждан. Уже в первом чтении в Государственной думе РФ были внесены десятки поправок, а лидеры думских фракций попросили президента о личной встрече – так много оказалось вариантов и формулировок. Не остались в стороне и томские депутаты.

 

 

Татьяна Соломатина, депутат Государственной думы РФ от Томской области, фракция «Единая Россия»:

Конституция – это не тот закон, в который можно вносит поправки, что называется, на бегу. Что скрывать, мы иногда примем закон, посмотрим, как он работает, и возвращаемся к нему снова с поправками. С Основным законом так не получится. Это первые серьезные поправки со времен принятия Конституции в 1993 году. До этого только дополняли список субъектов Российской Федерации и один раз продляли срок президентских полномочий. Так что, если вносить поправки в Конституцию, надо выверить каждое слово, каждую запятую.

Мне кажется, что конституционное закрепление нормы о ежегодном повышении пенсий, которое касается фактически каждого четвертого жителя страны, – необходимость. Потому что до этого правительство могло сослаться на то, что денег нет, давайте пенсию не будем индексировать, а просто сделаем разовую выплату пенсионерам – вот с этими вольными трактовками индексации пенсий надо заканчивать.

Надо повышать ответственность правительства в целом и отдельных федеральных министров перед депутатами, которых выбирал народ. Надо, чтобы судьба конкретного министра зависела от народных избранников. Тогда и к нашим депутатским запросам они будут относиться совсем по-другому. Мы же видим в Государственной думе, какой федеральный министр относится к отчету перед депутатами серьезно, а какой – спустя рукава, просто потому что реальных механизмов влияния на правительство депутаты не имеют. Если поправки президента примут, такие механизмы появятся.

В конце концов мы же работаем с обращениями наших избирателей, а не от себя лично. Я, как врач по первой профессии, думаете, не понимала, что проблемы первичного звена в российском здравоохранении зрели и назрели еще до того, когда на них был вынужден обратить внимание Владимир Путин? Только тогда последовало признание членов правительства, что реформы были проведены плохо. Сейчас в первичное звено здравоохранения направлены большие федеральные ресурсы, но надо же еще хорошо понимать, что можно построить в глубинке суперсовременную больницу с самым продвинутым оборудованием, а работать в этом золотом теремке будет некому. Думаю, что теперь наше понимание ситуации в медицине будет легче донести до нового министра здравоохранения Михаила Мурашко. По крайней мере, я на это надеюсь.

 

 

Алексей Диденко, депутат Государственной думы РФ от Томской области, фракция ЛДПР:

Наша фракция в первом чтении проголосовала за президентские поправки в Конституцию, предложила свои изменения в Основной Закон страны. Теперь ждем новые редакции поправок ко 2 марта, чтобы уже детально их обсудить во втором чтении. Лично я предложил ввести норму о том, что ни одна партия не должна занимать более 40% в парламенте. Тогда при назначении министров в парламенте всегда будет коалиция, и политического кризиса не возникнет. Механизм отсечения «лишних» мандатов у партии, которая набрала больше 40% мест в парламенте, может быть, например, таким: мандаты просто распределяются поочередно между партиями, прошедшими в Государственную думу. Это приведет к реальной ответственности нижней палаты парламента за работу правительства, о которой говорил президент Владимир Путин.

Что касается приоритета Конституции в правовом пространстве России. Из первой главы Конституции не исключаются вот эти слова:

«Статья 15.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Но они существенно детализируется в других главах. Международные договоры создают международные, негосударственные органы для мониторинга исполнения и принятия судебных решений, часто решения существенно расширяют толкование документов, под которыми подписывалась Россия, и таковое толкование противоречит Конституции РФ и национальному праву. Вот в отношении таких решений (не договоров) и будет предусмотрена возможность для Конституционного суда РФ признавать отдельные нормы международного права не подлежащими к исполнению в РФ.

 

 

Галина Немцева, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Законодательной думе Томской области:

Закрепление социальных гарантий в Основном Законе страны считаю позитивным моментом. Мы видим, что предложенные социальные гарантии получили широкую поддержку населения, однако не могу не обратить внимания на то, что пункт 5 статьи 75 гарантирует минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат. Здесь возникает вопрос, что считать прожиточным минимумом. Сейчас получение доходов на уровне МРОТ фактически не гарантирует человеку достойной жизни. Считаю, что эта статья требует доработки.

В пункте 6 этой же статьи закреплена обязанность индексировать пенсии «в порядке, установленном федеральным законом». Фракция «Справедливая Россия» подготовила дополнения в статью 75 Конституции, касающиеся ежегодной индексации пенсии (и работающим, и неработающим пенсионерам) на уровне не ниже инфляции, а также индексации зарплат. Это важный вопрос.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что нет ни одной экологической поправки. Учитывая масштаб экологических проблем и невозможность в субъектах РФ в одиночку с ними справляться, было бы справедливо закрепить в Основном Законе страны создание благоприятной экологической среды как конституционную обязанность правительства.

Политический блок содержит большое количество поправок, остановлюсь на некоторых, которые считаю важными, и тех, по поводу которых было много споров, например относительно приоритета российского законодательства над международным. Президент решил реализовать его как дополнение к статье 79 в виде уточнения, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в РФ». То есть если международные договоры, подписанные РФ, будут толковаться как противоречащие Конституции, то в этой части они не будут применяться. Приоритет Конституции РФ над международным законодательством и так изначально был прописан в статье 79. Теперь его просто расписывают подробнее, потому что участились случаи, когда, например, Европейский суд по правам человека обязывает Россию внести изменения в законодательство, которые дают полные избирательные права осужденным лицам. А у нас в Конституции прописано, что они лишены избирательного права. Полагаю, что вот о таких случаях идет речь.

Вводятся ограничения и для президента. Статья 81 о президенте РФ увеличивает ценз оседлости (сейчас – не менее 10 лет, будет – 25). Но здесь будет исключение для граждан, которые проживают на территории Крыма и Севастополя. В пункте 3 статьи 81 ограничено количество президентских сроков. Сейчас формулировка такая: «Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд». В новой редакции убрано слово «подряд». Это говорит о том, что президент не сможет уже больше избираться.

Новые поправки закрепляют и особые требования к представителям власти – главы субъектов РФ, сенаторы, депутаты Госдумы, председатель правительства и его заместители, федеральные министры, руководители федеральных органов власти не могут иметь иностранного гражданства, вида на жительство на территории другого государства. Эта поправка поддерживается людьми, она справедлива и давно назрела.

Поддерживаю прозвучавшее предложение сенатора Нарусовой о голосовании населения двумя бюллетенями – один по социальным гарантиям и второй – по политическим. Такое предложение, на мой взгляд, заставит наших законодателей очень взвешенно подойти к формулировкам поправок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 87 = 95