Если у кого-то был свой «москвич», а кто-то владел бесценной «копейкой» или тем более все еще ездит на неубиваемой «Ниве», то знайте: все они имеют отношение к нашему земляку – Герою Социалистического Труда, легендарному руководителю АвтоВАЗа и министру автомобильной промышленности Виктору Николаевичу Полякову. Блестящему организатору, новатору, человеку энциклопедических знаний, государственному деятелю.

 

Томские корни

Родился Виктор Поляков 3 марта (18 февраля) 1915 года в Томске, в семье служащего. В 1922 году семья переехала в Москву.
Трудовая жизнь Виктора Николаевича началась в 15-летнем возрасте, когда он стал учеником слесаря в школе фабрично-заводского ученичества при Московском авторемонтном заводе. Уже тогда среди своих сверстников он выделялся сильным характером, лидерскими качествами и большим стремлением к успеху. Благодаря этому в 22-летнем возрасте он стал сначала мастером, а затем и заместителем начальника цеха АРЗ № 3 Мос­автотреста.
Совмещая работу на производстве с учебой, в 1938 году успешно окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта. В том же 1938-м его призвали в армию, солдатом-срочником он и встретил войну…
Его воинское звание – инженер-майор. Служил он в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Военная служба для Виктора Николаевича растянулась на семь лет. В октябре 1941-го
Поляков был тяжело ранен, но выжил. Его фронтовые заслуги отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями. Домой он вернулся лишь в 1946 году.
Его мирная жизнь началась на Московском заводе малолитражных автомобилей, где за 17 лет работы он прошел путь от инженера-испытателя до главного инженера, а затем директора предприятия. В это время правительство приняло решение о строительстве Волжского автомобильного завода, и в августе 1966 года Полякова назначили генеральным директором строящегося предприятия.
Сам Виктор Николаевич во время одной из встреч со студентами, которые спросили его, почему именно он, а не кто-то другой стал гендиректором этого предприятия, так ответил на этот вопрос так: «Было желание бросить все насиженное и пойти на новое дело. На каком-то этапе тот, кто все бросает и идет на новое дело, получает возможность поучаствовать в глобальном событии».
И он его не только получил, но и сам создал. Именно Виктор Поляков координировал проектирование, строительство, монтаж оборудования завода, подбирал работников и формировал коллектив ВАЗа, организовывал работу конструкторов, испытателей для адаптации автомобиля «фиат» и созданию первой легковой машины Волжского автозавода –
ВАЗ-2101.

 

Вопреки скептикам

Это был сумасбродный и нереальный проект с точки зрения Запада – построить завод на 600 тыс. автомобилей, а правительство еще и скорректировало эту цифру, определив ее в 660 тыс. авто. В успех мало кто верил. Но уже 19 апреля 1970 года первые шесть «жигулей» скатились с конвейера завода.
И даже продолжатель дела легендарного Генри Форда – Генри Форд-младший – признал, что не смог бы осилить в такие сроки подобный завод. «…Объем работ настолько велик, что трудно сказать – победа это или опоздание. Строительство завода в комплексе с городом не имеет прецедентов», – сказал Форд-младший, побывав на ВАЗе в 1970 году.
Поляков сумел создать на ВАЗе команду руководителей-единомышленников, умных, изобретательных. Его настойчивость в достижении поставленной цели творила чудеса. О его строгости и требовательности ходили легенды. Участники строительства, впоследствии крупные руководители, вспоминали, как подтягивались они внутренне и дрожали, когда надо было идти на так называемые дирекции – совещания, которые проводились два раза в неделю. Он не терпел неисполнительности, необязательности, строго следил за ходом работ и никому не давал спуску. Сам, по воспоминаниям очевидцев, был человеком высочайшей самоотдачи, мощного интеллекта, абсолютно точно знал, что делать каждому, и всегда брал ответственность на себя. Властный, при этом ради достижения цели никогда не наслаждался властью. Не любил публичности, был удивительно скромным.
Люди его команды вспоминают, что те цели, которые он ставил, заставляли очень быстро расти окружающих. Приходилось учиться и за неделю осваивать то, на что в иных условиях потребовались бы годы. Жизнь каждого была наполнена смыслом. Это было ощущение праздника, личностного роста.
С ним считались за рубежом, и даже крупные бизнесмены не могли устоять перед его напором и силой убеждения. Показателен случай, как он торговался с первым вице-президентом «Фиата» инженером Боно. Перед самым пуском завода Поляков поехал в Италию, чтобы подписать контракт на поставку комплектующих узлов и агрегатов для пуска завода. Компания выставила свою цену – 27 млн рублей. Но правительство России выделило под этот контракт всего 18 млн. Итальянцы и слушать не хотели о таких условиях. Переговоры проходили настолько напряженно, что пришлось даже на час задержать поезд в Милан, на котором Поляков должен был уехать. И все-таки господин Боно сдался! «Мы вместе строили этот завод. Мы не должны опозориться на весь мир. Мы должны вместе его пустить…» – эти слова, сказанные Поляковым, были решающими для первого вице-президента «Фиата» Боно, который все-таки подписал контракт.
Полякова в Италии называли гранде капо – большой начальник. Его уважали руководители и страны, и «Фиата», а точнее, вся промышленная Италия. Сам же Виктор Николаевич на одной из встреч уже в России так высказался по поводу бизнеса: «Я считаю, что бизнес ради личного удовлетворения в принципе отрицателен. Такой бизнес, как правило, приводит к деградации людей. Бизнес для расширения дела – положительный. И наиболее крупные мировые фигуры, а я некоторых знал лично, делают это не ради дач, автомобилей и еще чего-то, а ради самого дела, чтобы оно давало какие-то преимущества и результаты народу».

Импульс для производства
ВАЗ был построен, и тысячи автомобилей поехали в народ… За строительство и пуск Волжского автомобильного завода и большой вклад в развитие машиностроения указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Полякову в 1971 году было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда.
Но это не было победой только одного предприятия. ВАЗ, переняв опыт итальянцев, французов, немцев, дал импульс развития всему производству. Новые технологии, современные материалы, культура и организация производства, которые применялись на ВАЗе, через сотни заводов поставщиков и смежников вывели всю промышленность страны на новую ступень. Волжский автомобильный завод не только по объемам, срокам строительства, но и по темпам освоения производственных мощностей стал образцом для всей страны. По нему равнялись, у него учились.
И не только тому, как вести производство. Параллельно с заводом строился и город – первый генеральный и весь коллектив ВАЗа участвовали в возведении жилья и инфраструктуры в Автозаводском районе Тольятти. Это было первое крупное предприятие СССР, которое строи­лось, обрастая не бараками и сараюшками, а широченными проспектами, многоэтажными жилыми домами, зданиями культурного и социально-бытового назначения. Кто тогда в стране не мечтал поработать в Тольятти, закрепиться там или хотя бы на собственных «жигулях» вернуться домой?

 

Им гордятся

В 1975 году Полякову сказали: «ВАЗ ты поднял, поднимай теперь всю автомобильную промышленность СССР». И назначили министром автопрома. Виктор Николаевич эту промышленность поднимал 11 лет. Период его работы во главе автопрома – пик развития советского автомобилестроения. За 11 лет Советский Союз прочно обосновался на шестом месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии). Объем ежегодного выпуска составлял порядка 1,3 млн штук, а общее количество транспорта, обновлявшего автопарк страны, превысило 2 млн автомобилей. В 1977 году с конвейера ВАЗа сошел полноприводный советский внедорожник «Нива», который стал пользоваться большим спросом как в СССР, так и за рубежом.
В 1986 году Виктор Николаевич вышел на пенсию. Но без дела не сидел. В 1986–1992 годах был экспертом Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. В 1994–1999 годах – начальник консультационно-экспертного отдела представительства ВАЗа в Москве. А с 1999 года работал в аналитическом центре ВАЗа, оказывал помощь в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий.
Виктор Николаевич Поляков прожил славную, плодотворную жизнь и умер 1 июля 2004 года на 90-м году жизни. Похоронен на Баныкинском кладбище Тольятти. Его обожают, им гордятся. Он почетный гражданин города Тольятти и Самарской области. Его имя занесено в Книгу почета АвтоВАЗа. В честь Полякова названы улица и площадь в Тольятти. В 2007 году все акционеры предприятия приняли решение отказаться от вознаграждения за свою работу и направить вырученные деньги на создание памятника Виктору Полякову, и он был открыт у здания заводоуправления ВАЗа.
В Москве, на доме, в котором жил Поляков, установлена мемориальная доска. Распоряжением мэрии Тольятти лицею № 76 присвоено имя В.Н. Полякова, на здании лицея ему установлена мемориальная доска.
У нас, в Томске, Виктору Николаевичу таких почестей не оказано. А жаль. Жаль и мне, что о причастности Виктора Полякова к Томску удалось узнать так поздно. Иначе на стекло моей первой и любимой «Нивы» прикрепила бы его портрет – знайте, это наш земляк, человек, который создал легендарный АвтоВАЗ, свою мощную поступь начинал отсюда, из Томска. Мы тоже вправе гордиться им.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

53 + = 59